Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на встрече членов СБ ООН по "формуле Арриа" по теме "Привлечение к ответственности через инновации и партнерство: использование технологий для осуществления правосудия за военные преступления, преступления против человечности и геноцид"

Г-жа Председатель,

Большое спасибо всем бриферам. Я особенно впечатлён эмоциональным выступлением г-жи Нади Мурад. Позвольте Вас заверить, что все члены СБ, я здесь не совру, едины в том, что террористы из ИГИЛ/ДАИШ должны понести за содеянное ими зло заслуженную ответственность. 

Мы внимательно следим за деятельностью ЮНИТАД и приветствуем нацеленность следственной группы на использование современных технологий в расследовании преступлений ИГИЛ в Ираке. Отдаем должное и профессионализму руководителя группы – г-ну К.Хану – который сумел за три года сформировать фактически с нуля весьма дееспособную бригаду.

На национальном уровне методики расследования преступлений с использованием компьютерных технологий, искусственного интеллекта, машинного обучения, обработки массивов данных известны. Они доказали свою эффективность.  Конечно же, учёт психологического состояния жертв — это важный фактор успешного расследования. 

ЮНИТАД работает, что называется, "в поле", то есть фактически на месте совершения преступлений. Это предполагает активное сотрудничество с властями государства пребывания, непосредственное взаимодействие со свидетелями и потерпевшими, выявление улик и сбор доказательств, эксгумацию останков, построение цепи событий и идентификацию возможных преступников. До тех пор пока классическая методология расследования преступлений остается в действии, выводы следствия всегда будут вызывать доверие.

И в этом коренное отличие ЮНИТАД от многочисленных квазиследственных групп, структур, принявших на себя "миссию" обличителей и судей. Вот, к примеру, количество всевозможных "следователей по Сирии" уже побило все рекорды – я об этом недавно говорил в Генеральной Ассамблее. При этом все эти "детективы" располагаются в уютных кабинетах Женевы, нередко и Лондона, других городов и занимаются выборочным копированием и подгонкой информации от всевозможных НПО. А порой и сами пишут "доказательства".

Активными поставщиками сфабрикованного материала являются группы, непосредственно связанные с террористическим подпольем. Часть из них удается разоблачить, например, т.н. Белые каски. Помните, как еще недавно приветствовалась их "гуманитарная деятельность"? А сегодня выясняется, что эти люди настолько опасны, что даже кураторы побаиваются их вывозить на свою территорию.

Любые доказательства, будь то собранные с использованием современных технологий или классическим способом — с лупой и на коленках, должны отвечать требованиям относимости и допустимости. Цивилизованный суд примет только те доказательства, которые получены на основе и с соблюдением закона.

Расследование тягчайших преступлений по международному праву имеет свои особенности. Нередко доказательства приходится фиксировать непосредственно в условиях продолжающегося вооруженного конфликта. Доступ к таким доказательствам, как правило, ограничен. Когда речь идет о дознании с использованием международного компонента, то юридическое значение имеют только те доказательства, которые собраны законным международным или иностранным присутствием в соответствующем государстве. То есть лицами, находящимися в стране по приглашению правительства либо согласно решению СБ ООН и имеющими право на сбор таких доказательств.

Наконец, последнее, г-жа Председатель.

Следует четко проводить водораздел между работой профессиональных уполномоченных следователей, которыми является команда г-на Хана,  и следствием, которое осуществляется политиками. "Следствие политиков" легко можно определить по характерным признакам:

  • -заявление о виновности или причастности делается сразу, еще до начала официального следствия;
  • -говорится о том, что все доказательства имеются, но мы вам их не покажем по причине секретности;
  • -событие моментально раздувается в СМИ со ссылкой на неназванные источники, близкие к правительству или спецслужбам.

Поэтому, когда мы говорим о партнерстве и инновациях в расследовании международных преступлений, мы вкладываем в эти понятия их буквальное значение.

Спасибо Кариму Хану, он продемонстрировал, как нужно работать. 

Благодарю Вас.