Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе открытой видеоконференции членов СБ ООН по прогрессу реализации резолюции 2532

Г-н Председатель,

Благодарим наших сегодняшних докладчиков за представленную информацию об усилиях, предпринимаемых по линии ООН для противодействия вызовам в области мира и безопасности, связанным с распространением коронавируса.

Г-н Председатель,

Россия одной из первых (24 марта 2020 г.) поддержала призыв Генерального секретаря ООН к глобальному прекращению огня в контексте пандемии от 23 марта 2020 г, в свою очередь призвав к незамедлительному прекращению военных действий и введению гуманитарной паузы во всех вооруженных конфликтах.

Единогласное принятие (при умелом содействии делегаций Франции и Туниса) Советом Безопасности резолюции 2532, усилившей призыв Генерального секретаря, продемонстрировало единство Совета Безопасности перед лицом нового глобального вызова. К сожалению, как многие уже отмечали, резолюция не работает в полную силу. Боевые столкновения продолжаются. Кроме того, глобальная социально-экономическая и политическая нестабильность, дополнительно усугубленная пандемией, негативно сказалась на очагах напряженности.

Закрытие границ и внутренние ограничения стали серьезным препятствием в работе миротворческих операций и специальных политмиссий ООН. Нельзя не отметить профессионализм «голубых касок», которые продолжают выполнять свои обязанности в сложившихся условиях.  Похвально, что миротворцы оказывают всевозможную поддержку усилиям принимающих правительств по борьбе с пандемией.

Г-н Председатель,

Приветствуем усилия системы ООН по совершенствованию глобального реагирования на угрозу COVID-19 с прицелом на государства, которые более других нуждаются в помощи. В этом контексте хотели бы отметить роль Всемирной организации здравоохранения – не только в качестве специализированного учреждения ООН в области здравоохранения, но и в качестве ведущей силы, возглавляющей глобальные усилия по борьбе с чрезвычайными ситуациями, имеющими последствия для здоровья людей.

Важно обеспечить бесперебойные поставки гуманитарной помощи, как того требует резолюция 2532, при этом оказывать такую помощь нужно в строгом соответствии с резолюцией ГА ООН 46/182, в первую очередь при условии полного уважения суверенитета и территориальной целостности государств-получателей, а также без каких-либо предварительных политических условий.  

Негативное влияние пандемии дополнительно усугубляется разрушительным действием односторонних ограничительных мер, введенных в отношении ряда развивающихся стран. Мы выступаем в поддержку озвученных высокопоставленными ооновскими чиновниками, в том числе и Генеральным секретарем ООН, призывов отказаться от этих нелегитимных практик, чтобы затронутые страны могли преодолеть гуманитарные и социально-экономические последствия пандемии COVID-19. В августе спецдокладчик ООН по односторонним принудительным мерам, а также другие специальные процедуры Совета по правам человека подтвердили, что на фоне пандемии санкции смертельно опасны, а так называемые гуманитарные изъятия не работают. Все это приносит людям страдания и нарушает соблюдение прав на здоровье, питание и саму жизнь.

Сегодня мы вновь слышали оправдания санкционной политики и хвалебные дифирамбы в ее адрес.  От нашего британского коллеги услышали заверения в том, что изъятия из санкционных режимов работают как часы. Для нас все это звучит крайне неубедительно. Подтверждение тому – опыт и свидетельства, которыми с нами делятся гуманитарные работники, среди которых и западные НПО. 

Вновь повторяем наш призыв к Секретариату и всей системе ООН о необходимости изучить разрушительное воздействие односторонних принудительных мер, которое можно приравнять к развязыванию экономических войн, и доложить СБ о своих находках.

Г-н Председатель,

Помимо всего прочего, сегодня со стороны делегации США прозвучали токсичные и неоправданные обвинения в адрес одного из членов Совета Безопасности. Считаем недопустимыми как их тон, так и использованные формулировки. Настойчиво призываем Соединенные Штаты вернуться к цивилизованной манере подачи своих выступлений в Совете. В этой связи дадим лишь один совет. Перед тем как обвинять кого-либо, было бы неплохо взглянуть в зеркало. Обычно это помогает. К сожалению, перекладывание вины на других уже превратилось в характерную черту американской политики.

Г-н Председатель,

Мы крайне обеспокоены ситуацией, складывающейся на территориях, подконтрольных террористическим группировкам, которые, как известно, в последнюю очередь беспокоятся о благополучии людей. Необходимо продолжать реализацию мер по борьбе с терроризмом в соответствии с резолюцией 2532, в которой четко сказано, что гуманитарная пауза и прекращение огня не действуют в отношении контртеррористических операций. С обеспокоенностью отмечаем, что некоторые тергруппировки пытаются извлечь выгоду из сложившейся ситуации, чтобы  получить преимущество «на земле». Особую озабоченность вызывает рост террористической активности в Сахельском регионе, который также столкнулся с серьезным гуманитарным кризисом.

Г-н Председатель,

Со своей стороны, Россия продолжает вносить вклад в глобальные усилия по борьбе с COVID-19. Мы сотрудничаем с ВОЗ, ВПП ООН, ПРООН и другими организациями и механизмами. Также не прекращаем оказывать двустороннее содействие нуждающимся странам, в том числе тем, что находятся на повестке дня СБ. Например, на прошлой неделе мы направили 25 т. гуманитарных грузов, в т.ч. средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие вещества и медицинское оборудование, в ряд африканских стран. 

В начале августа Россия официально зарегистрировала первую в мире вакцину от коронавируса «Спутник V», продемонстрировавшую высокую эффективность и безопасность. Сегодня, 9 сентября, на основе результатов лабораторных испытаний, вакцина была запущена в гражданский оборот для вакцинации всех входящих в группы риска.  Еще несколько перспективных вакцин сейчас готовят к клиническим испытаниям.

Мы готовы к международному сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами для обеспечения глобальных скоординированных усилий по борьбе с распространением COVID-19, которые помогут одержать победу над пандемией и преодолеть ее социально-экономические последствия.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово (Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского):

Г-н Председатель,

Не могу не отреагировать на слова Кристофа [Хойсгена, Постоянного представителя Германии] о санкциях. Конечно, запад, будь то Европейский союз, Германия, Великобритания или «Соединенные Санкции Америки» – это не имеет значения, самостоятельно решает, вводить ли санкции в отношении Сирии, Венесуэлы или других стран. Использовать дипломатию, вовлеченность и диалог, или же наказания, санкции и отчуждение – выбор за вами. Вы выбираете методы и имеете дело с экономическими и геополитическими последствиями их применения. Мы не ставим под вопрос эти вредоносные практики.

Однако, Кристоф, к чему у нас есть вопросы, так это к действиям (считаем их верхом лицемерия со стороны запада) в поддержку международных усилий по оказанию помощи нуждающимся странам, параллельно с которыми осуществляются односторонние санкции и принудительные меры в отношении все тех же стран. Западные санкции, Кристоф и Джонатан [Аллен, И.о. Постоянного представителя Великобритании], у себя дома можно подавать как меры, направленные против конкретных лиц. Однако никого из тех, у кого есть экспертные знания о ситуации «на земле», обмануть таким образом не удастся.

Можно сделать формальное изъятие для медицинских товаров, но какое это имеет значение, если вместе с этим «заморозить» финансовые каналы, по которым можно было бы их приобрести, и отпугнуть все компании, которые могли бы их доставить? До гражданского населения эти медицинские товары все равно не дойдут, а политика и действия их властей, нравятся они вам или нет, не имеют никакого отношения к тому злу, которое вы причиняете – причиняете простым сирийцам, венесуэльцам, иранцам и другим.

Вышли десятки публикаций (и мы привлекали к ним внимание), в которых говорится об этой ситуации, но вы предпочитаете их не замечать и не читать. Поэтому, пожалуйста, перестаньте вводить международное сообщество в заблуждение такими заявлениями. Нельзя одной рукой душить кого-то, а другой в то же самое время – предлагать еду. Это так не работает. Весь мир понимает это.

Разумеется, Кристоф, то, о чем я говорю, не имеет отношения к трансграничному механизму гуманитарных поставок в Сирию. Вам известно, что существует достаточно средств и способов доставки помощи всем нуждающимся, и вопрос ТГМ здесь ни при чем. После состоявшихся у нас дискуссий и принятия недавних решений наблюдается большой прогресс в гумпоставках как через ТГМ, так и через линии соприкосновения, так что не следует поднимать этот вопрос в рамках данной дискуссии.

Наконец, для тех, кто по итогам этой встречи станет интерпретировать наши слова как то, что Россия просила снять с нее санкции, сразу отмечу, что это не так.

Благодарю Вас.