Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе общих прений 44-й сессии Комитета по информации ГА ООН

Уважаемый г-н Председатель,

В первую очередь хотел бы выразить Вам признательность за плодотворную работу и усилия на этом посту. Надеемся, что во время работы 44-й сессии Вам удастся привести Комитет к принятию решений, значение которых для всего мирового сообщества в свете современных вызовов сложно переоценить.

Благодарим заместителя Генерального секретаря по глобальным коммуникациям г-жу Мелиссу Флеминг за ее обстоятельное выступление. Несмотря на вызов пандемии, под Вашим руководством Департаменту глобальных коммуникаций удалось сохранить высокие стандарты работы, добиться успехов по ряду направлений, а также сформулировать и претворить в жизнь важные инициативы на информационном треке. Высоко ценим усилия Департамента по возвращению к доковидным показателям информработы, в том числе в контексте снятия ограничений на проведение мероприятий в Штаб-квартире ООН и допуска к ним представителей СМИ.

Г-н Председатель,

Вынуждены привлечь внимание к тому, что из-за действий американской стороны участие в сессии Комитета российской делегации из столицы фактически было сорвано. Глава нашей делегации – директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова получила визу только вчера после обеда. У остальных двух экспертов виз пока вообще нет. И это несмотря на то, что визовые запросы были поданы нами заблаговременно. Считаем подобную практику недопустимой. Призываем Секретариат предпринять необходимые меры по недопущению подобного в дальнейшем.

Г-н Председатель,

 За последнее время основополагающие нормы и принципы обеспечения свободы выражения мнения и доступа к информации и защиты профессиональных прав журналистов подверглись беспрецедентной коррозии. По сугубо политическим основаниям неугодные СМИ и носители альтернативных точек зрения сталкиваются с преследованиями и массово отключаются от эфира в странах, заносчиво причисляющих себя к «развитым демократиям». В целом ряде государств российское, да и вообще какое-либо альтернативное информационное присутствие, несмотря на высокие показатели востребованности наших медиа у местных аудиторий, оказалось под тотальным запретом. В некоторых странах попытки выйти за рамки утвержденной новостной парадигмы пресекаются различными репрессивными способами, включая уголовно-процессуальные. Вскрываются и вовсе вопиющие факты нетерпимости к другим точкам зрения, как в случае с сорванным покушением на видных российских журналистов, готовившимся по заданию украинских спецслужб.

Не будет преувеличением сказать, что в последние месяцы моя страна столкнулась с комплексной информационной агрессией со стороны ряда государств. Против России развернута небывалая по своему размаху и интенсивности кампания дезинформации и манипулирования общественным мнением. Счет выявленным фейкам с начала текущего года идет на миллионы и постоянно растет. Проявления этой целенаправленной «инфодемии» мы с сожалением фиксируем не только в публикациях ведущих мировых медиа, обслуживающих интересы узкой группы стран, но и в стенах различных структур и органов системы ООН. Попытки подобных спекуляций на площадках Всемирной Организации не только отравляют атмосферу взаимоуважительного профессионального диалога между членами международного сообщества, но и политизируют их повестку, что оказывает парализующий эффект на их работоспособность. Дело уже зашло слишком далеко: как нам стало известно, сама ООН недавно стала объектом антироссийских фейковых публикаций. Надеемся, что подобные действия получат адекватную оценку.

Расширяется вызывающая обоснованное неприятие практика вовлечения медиа в различные инспирированные или проводимые рядом государств операции, направленные на вмешательство во внутренние дела других стран. Есть свидетельства неприглядной роли официальных органов западных государств в осуществлении подрывной деятельности против России, где различные отечественные и зарубежные средства массовой информации выступали в качестве агентов влияния и проводников этой линии. Это не только неэтично в профессиональном плане, но и противозаконно.

В целом же русофобская по своей форме и содержанию информационная атака сознательно направлена ее инициаторами на самые различные области деятельности, никак не связанные с политикой, от образования и культуры до спорта и бытовой сферы, что грубейшим образом нарушает фундаментальный принцип недопустимости дискриминации по этническому признаку.

Серьезным испытанием для России стала и скоординированная киберагрессия в отношении объектов гражданской инфраструктуры, различных предприятий и учреждений. То, что нападения осуществляются отнюдь не стихийно, публично признают в некоторых столицах, где выступают с заявлениями о создании различных сетевых формирований и открыто рекрутируют в них хакеров для ведения противоправной деятельности в сфере ИКТ.

Не первый год мы привлекаем внимание к проблеме цензуры информационного пространства со стороны онлайн-посредников, в первую очередь ИТ-гигантов, занимающих монопольные позиции в сфере социальных сетей и видеохостингов. Вынуждены констатировать, что она вышла на качественно новый уровень. Цифровые платформы окончательно перестали камуфлировать свою политическую ангажированность и приступили к веерным блокировкам любых аккаунтов, чей контент не вписывается в их ультимативную повестку. Корпорация «Мета» пошла еще дальше, эксплицитно разрешив человеконенавистническую риторику и призывы к насилию по отношению к россиянам и русским на своих ресурсах, за что была признана экстремистской в России. Убеждены, что демонстративная предвзятость онлайн-гигантов является серьезным и усугубляющимся вызовом международному сообществу, требующим коллективного ответа.

На этом фоне удручающее бездействие и неэффективность продемонстрировал целый ряд профильных многосторонних правозащитных структур и институтов, созданных именно для того, чтобы предотвратить подобные описанным эксцессы. При этом некоторые из них предпочли пренебречь принципами равноудаленности и беспристрастности, дискредитировав свои мандаты. Подобные сбои приводят к мысли о необходимости тщательного аудита действующей системы защиты прав журналистов и СМИ и обеспечения свободы доступа к информации и плюрализма мнений на предмет возможных реформ.

В этом контексте сохраняем убежденность в безальтернативности ООН как основополагающей площадки для выработки работоспособных решений в этой деликатной сфере. Как никогда востребована ее роль в качестве проводника проверенной информации. От Организации требуются беспристрастные и объективные подходы. Поэтому наше нескрываемое беспокойство вызывают участившиеся случаи, когда не только ооновские структуры и агентства, но и официальные лица Секретариата ООН в своих докладах ссылаются на ложные данные, полученные из недостоверных, зачастую скомпрометировавших себя источников или от ангажированных НПО. Надеемся, что ООН останется верна высоким стандартам верификации данных. В частности, призываем Департамент глобальных коммуникаций к сбалансированному освещению событий, в первую очередь в странах со сложной гуманитарной ситуацией. Это могло бы существенно снизить напряжение и сохранить в фокусе внимания именно гуманитарные аспекты деятельности ООН, избежать откровенной политизации.

Г-н Председатель,

Российская сторона высоко оценивает значение Комитета как формата подлинно уважительного и профессионального диалога по широкому кругу проблем в сфере информации и СМИ. Исходим из того, что позитивный опыт, накопленный в чрезвычайных условиях COVID-19, может пригодиться всем нам в будущем. Одним из положительных примеров этой работы можно считать кампанию «Verified», сыгравшую важную роль в информировании мировой общественности во время пандемии и в противодействии дезинформации. Надеемся, что столь же энергичные усилия будут предприняты и с целью борьбы с массовым распространением недостоверной информации об актуальных значимых событиях в мире.

Поддерживаем инициативы Департамента глобальных коммуникаций, связанные с многоязычием, в частности перевод сайта Экономического и Социального Совета (un.org/ecosoc) на шесть официальных языков, а также планы осуществить перевод сайта видеотрансляций (media.un.org). Эти шаги будут содействовать большей доступности информации о работе ООН для широкой аудитории. Организацией ведется большая работа (в т.ч. на официальных информресурсах) по переводу на неофициальные языки ООН. Хотели бы подчеркнуть, что это не должно осуществляться в ущерб официальным языкам.

Приветствуем ряд принятых Департаментом практических мер по повышению качества информационного и медийного сопровождения ооновских мероприятий. За последний год значительно возросло качество прямых трансляций. Вместе с тем, сохраняется и ряд слабых сторон. Так, инструментарий для навигации по видеоархиву ООН остается весьма ограниченным. Возможность осуществления поиска только на английском языке серьезно сужает возможности этой базы данных. Определенные технические несовершенства в работе официального веб-сайта ООН (un.org) также влияют на удобство поиска и работы с информацией об Организации и архивом ее новостей. Полагали бы целесообразным изыскать возможность для оперативного исправления остающихся «узких мест», учитывая имеющуюся в нынешних непростых условиях высокую востребованность основанной на фактах информации из официальных источников.

Внимательно изучили Доклады Генерального секретаря ООН о деятельности Департамента глобальных коммуникаций. Отмечаем рост аудитории и охватов у ооновских аккаунтов в соцсетях на всех шести официальных языках, включая русский. Считаем важным не снижать темпы и продолжать работать над поощрением этой тенденции.

Приветствуем рост интереса аудитории к русскоязычным материалам на информресурсах ООН. Позитивно оцениваем роль Московского информационного центра ООН (UNIC Moscow). По нашему мнению, наращивание взаимодействия с российскими СМИ позволило бы расширить инструментарий работы центра.

Признательны Департаменту за поддержку ряда российских инициатив и реализацию совместных проектов и информационных кампаний. Наиболее резонансными стали проект #ИскусствоПобеды о роли культуры во время Великой Отечественной войны и проект #РусскийБезГраниц, запущенный в контексте Дня русского языка в ООН. Ценим усилия Секретариата по содействию продвижению российской инициативы хештега #НашиПравилаУставООН на всех официальных языках ООН. Признательны Генеральному секретарю Антониу Гутеррешу за ее поддержку.

Г-н Председатель,

В завершение хотел бы подчеркнуть, что перед международным сообществом стоит немало нерешенных проблем, имеющих негативную проекцию на сферу глобальных коммуникаций. Поиску решений и достижению пониманий здесь мешают разобщенность, агрессия и неприятие конструктивного диалога как инструмента эффективного урегулирования разногласий и сближения позиций. Необходимы коллективные усилия, которые возможны только в атмосфере взаимного уважения. Россия к такой работе по-прежнему готова.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово Ф.К.Стржижовского

Г-н Председатель,

В ответ на комментарий американской делегации в очередной раз хотел бы подчеркнуть, что основной «фабрикой» дезинформации и фейков является как раз медиапространство западного мира. Оно же является основным потребителем этих фейков. В этой медиасфере ежедневно производятся десятки, сотни публикаций, в частности и о неоднократно упомянутой сегодня Специальной военной операции на Украине. В конечном итоге, это оказывает негативное воздействие не только на жителей Украины и России, но и на людей во всем мире.

Вступать с представителем Великобритании в дискуссию о том, какие стандарты журналистики и медиаработы царят в его стране, было бы сродни попыткам описать лишенному зрения человеку красóты простирающихся перед ним видов. В плане предоставления проверенной и надежной информации, ведущие СМИ его страны давно перестали быть образцом (если когда-то вообще были им), а скорее превратились в его противоположность.

Отключение “Sputnik” и телеканала “RT” – вот какие стандарты у Великобритании сегодня. А завтра они отключат что-нибудь еще.

Собственному корреспонденту ТАСС в Великобритании не продлевали визу и не выпускали из страны его семью. В итоге их депортировали под конвоем, вернув паспорта только в аэропорту. Это ваши стандарты?

Беспочвенные обвинения в адрес руководства моей страны становятся визитной карточкой британской делегации. Видимо, они решили вынести в Комитет по информации то, что не удалось в Совете Безопасности.

Также хотел бы спросить уважаемого делегата из Великобритании, который обвинил нас в манипулировании информацией и избирательном цитировании основополагающих документов Комитета, не стыдно ли ему говорить такую откровенную ложь? Во вчерашнем выступлении мы привели дословную цитату. Готовы повторить ее сейчас: «содействие установлению нового, более справедливого и более эффективного международного порядка в области информации и связи, призванного укреплять мир и международное понимание и основанного на свободной циркуляции и более широком и сбалансированном распространении информации». Если что-то потерялось в переводе, то все выступление целиком опубликовано на нашем официальном сайте. Просили бы обращать на это внимание при цитировании наших комментариев.

Благодарю Вас.