Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по Колумбии

Г-н Министр,

Рады приветствовать Вас в кресле Председателя Совета Безопасности ООН. Мы также рады видеть на сегодняшнем заседании Министра иностранных дел Колумбии Карлоса Ольмеса-Трухильо, г-на Э.Арчилу и всю колумбийскую делегацию.

Благодарим главу Контрольной миссии ООН в Колумбии Карлоса Руиза Массьё за представление доклада Генсекретаря и обстоятельный рассказ о работе Миссии и развитии ситуации в стране за последние три месяца.

Все наши собеседники в ходе визита подчеркивали важную роль Контрольной миссии ООН и необходимость ее присутствия в стране как важного фактора гарантии выполнения мирных соглашений.

Доклад Генсекретаря хорошо нас подготовил к выездной миссии в страну, которая успешно состоялась с 11 по 14 июля. Благодарим правительство Колумбии и Контрольную миссию ООН за прекрасную организацию этого визита.

Сегодняшнее заседание мы построим на впечатлениях от этого визита, потому что это действительно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы своими глазами могли увидеть и почувствовать всю эту «тонкую» фабрику, и сложности, и успехи в стране в плане реализации мирного соглашения.

И, конечно, не последнее значение в ходе нашего визита имело ознакомление с прекрасными потребительскими качествами фрукта под названием «древесный помидор». Уважаемый представитель Великобритании даже не представляет, насколько он попал в точку, потому что, когда он говорил о перспективах рынка для этого фрукта в России, я изучал в интернете, где можно приобрести этот фрукт в Нью-Йорке. Думаю, Россия – не единственный рынок для этого фрукта, и Евросоюз мог бы в этом поучаствовать, особенно Германия, потому что моему другу Кристофу также пришелся по душе этот продукт.

Я бы все-таки хотел начать, если говорить серьезно, с подтверждения того, что Колумбия является настоящим образцом эффективного международного содействия стабилизации в стране.

А поддержка эта стала возможной благодаря достижению самими колумбийцами судьбоносного Итогового соглашения о мире. За 2,5 года после его подписания в стране было сделано очень многое – в 2017 году завершен процесс сдачи оружия бывшими комбатантами, а буквально недавно в полную силу заработал Специальный суд переходного периода. Именно такие позитивные шаги обеспечивают колумбийскому мирному процессу поддержку Генерального секретаря и Совета Безопасности ООН.

Мы приветствуем приверженность Правительства своим обязательствами по Итоговому соглашению о мире – еще раз получили соответствующие заверения в ходе поездки в Колумбию. Эту приверженность необходимо продолжать реализовывать на практике, хотя мы понимаем, что это не всегда просто.

Наиболее ярким примером за последние 3 месяца в этом плане стало уже упомянутое подписание Президентом Иваном Дуке 6 июня закона о статусе Специального суда переходного периода. Ни для кого не секрет, что разногласия вокруг этого документа долгое время поляризовали общество, несмотря на то, что он предусмотрен Итоговым соглашением о мире. И таких непростых, но необходимых решений впереди будет еще много. Именно поэтому мы полностью согласны с Генсекретарем в том, что грядущие конституционные реформы в Колумбии требуют широкого внутреннего диалога. На столь ответственном этапе главной для Правительства должна стать задача объединения общества.

Но многое предстоит сделать и помимо этого – впереди долгая дорога к подлинной стабилизации. В ходе визита мы услышали критику в связи с пробуксовкой аграрной реформы и недостаточным финансированием правительственных программ. Услышали беспокойства дальнейшей судьбой зон реинтеграции, которые являются залогом возвращения людей к мирной жизни. Сложившие оружие бывшие комбатанты должны стать полноценными членами колумбийского общества с теми же политическими и социально-экономическими правами и возможностями.

Важнейший аспект, об этом говорили многие, обеспечение безопасности в районах, освобожденных от внутреннего вооруженного конфликта. Как видно из доклада Генсекретаря, отсутствие государственной власти в обширных районах ведет к увеличению рисков безопасности гражданского населения, включая бывших разоружившихся комбатантов. Их жизням угрожают незаконные вооруженные формирования, стремящиеся получить контроль над территориями. Подтверждение этому мы все услышали в ходе выездной миссии Совета. И мы прекрасно понимаем, что у людей небольшой выбор, как обеспечить свою безопасность: либо рассчитывать на защиту Правительства, либо самим вновь браться за оружие. Какие опасности несет в себе второй вариант, объяснять, думаю, не нужно.

То же самое касается и аграрной реформы, потому что людям необходимо себя не только защищать, но и кормить. И если правительственные обещания не будут исполняться, то люди начнут выращивать то, что их лучше кормит.

Проще говоря, нерешенность вопросов безопасности и трудоустройства неизбежно приведет к росту числа диссидентов. Мы уже давно с обеспокоенностью следим за информацией в СМИ о том, что некоторые бывшие комбатанты выходят из правительственных программ и вновь берутся за оружие.

В ходе выездной миссии мы часто задавали собеседникам вопрос, что, по их мнению, является залогом успешного процесса стабилизации в стране. И вот что интересно: помимо реинтеграции бывших комбатантов, обеспечения безопасности и программ социально-экономического развития многие представители гражданского общества нам говорили, что подлинный мир в стране невозможен без инклюзивной работы со всеми без исключения внутриколумбийскими игроками, включая «Армию национального освобождения». С этим сложно не согласиться, и мы считаем, что Правительству также стоило бы прислушаться к этому мнению населения. В данном контексте мы с удовлетворением восприняли полученное Генсекретарем письмо от 26 мая, где подчеркивается готовность к поиску политического решения разногласий с Правительством.

Г-н Председатель,

Завершая, хотелось бы повторить, что здесь, в Совете, мы не раз называли Колумбию «витриной» эффективной международной поддержки. И сегодня она должна стать «витриной» национальной ответственности за судьбу страны.

Россия в качестве постоянного члена СБ ООН готова и впредь оказывать поддержку колумбийскому мирному процессу при условии приверженности Правительства полноформатному выполнению Итогового соглашения о мире.

Здесь упоминалось сегодня о ситуации с мигрантами из Венесуэлы, значительное количество которых находится на территории Колумбии. Мы хотели бы сказать, что решение внутриколумбийских проблем зависит не от ситуации в Венесуэле, а прежде всего от самих колумбийцев.

Рассчитываем, что Контрольная миссия ООН в Колумбии, в составе которой работают российские представители, продолжит играть значимую роль в содействии реинтеграции бывших участников вооруженных группировок в мирную жизнь и политическую деятельность.

Благодарю Вас.