Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе общих прений 46-й сессии Комитета по информации ГА ООН

Г-н Председатель,

Выражаем признательность пакистанскому председательству за плодотворную работу и умелое руководство Комитетом. Благодарим г-жу Мелиссу Флеминг за ее информативное и насыщенное выступление. Также хотели бы поблагодарить Генерального секретаря ООН за представленные доклады о работе Департамента глобальных коммуникаций.

Отмечаем усилия Департамента глобальных коммуникаций по всестороннему освещению деятельности всемирной Организации в информационной сфере.

Г-н Председатель,

В очередной раз вынуждены начать выступление в Комитете по информации с вопроса о том, что американская сторона продолжает систематически злоупотреблять положением страны, принимающей у себя штаб-квартиру ООН. Было сорвано участие в работе 46-й сессии Комитета по информации ГА ООН представителя российской делегации из-за невыдачи ему визы, несмотря на своевременно поданные документы. Это очередное грубое нарушение обязательств, вытекающих из Соглашения о центральных органах ООН, наглядно демонстрирующее истинное отношение властей США к вопросам защиты свободы доступа к информации и плюрализма СМИ.

Рассчитываем, что Секретариат ООН и руководство профильных структур Организации с опорой на юридически обязывающие договорённости с принимающим государством приложат необходимые усилия для кардинального выправления подобной неприемлемой ситуации.

Г-н Председатель,

У нас вызывает глубокую тревогу неугасающая тенденция на дальнейшую деградацию ситуации с обеспечением свободы выражения мнений и равного доступа к информации, в первую очередь в странах коллективного Запада и среди их единомышленников, где по сути насаждается политическая цензура. Подтверждением этому, в частности, являются многолетние издевательства над Дж.Ассанжем, подвергающимся преследованиям за свои убеждения и журналистский труд.

Подобные тенденции будут иметь самые печальные последствия для западных стран, которые по-прежнему выставляют себя в качестве менторов остального мира относительно идеалов свободы слова и плюрализма мнений. В результате, сегодня мир сталкивается со стремительной фрагментацией глобального информационного пространства, возникновением в нем почти непроницаемых информационных «пузырей». Оказавшимся в них обществам, лишенным доступа к альтернативным источникам информации, навязывается однобокая, искаженная, а порой и попросту лживая картина мира.

Безусловным лидером по введению драконовских ограничений в отношении СМИ и журналистов является режим Зеленского, готовый пойти на самые изощренные преступления для искоренения любой критики и инакомыслия. На Украине запрещены все оппозиционные СМИ, закрыт доступ к тысячам интернет-ресурсов. Русофобия уже давно превращена в неотъемлемую, основополагающую часть современной медиаполитики киевского режима. Ненависть ко всему русскому открыто пропагандируется на общенациональных и региональных телевизионных каналах. И это в стране, где на русском языке продолжает говорить значительная часть населения.

Несогласных с киевским режимом преследуют спецслужбы, применяя к ним всю мощь репрессивного аппарата. Повседневной нормой стали похищения журналистов, гражданских активистов, общественных деятелей. Большая часть жертв подвергалась пыткам или жестокому обращению. Ряд из них были вывезены в неизвестном направлении, их судьба неизвестна. Однако есть и подтвержденные факты физических расправ над неугодными гражданами. При этом при поддержке СБУ продолжает функционировать экстремистский сайт «Миротворец», к которому мы неоднократно привлекали внимание международного сообщества. Этот сайт публикует персональные данные «нелояльных» властям политиков, журналистов, гражданских активистов, подозреваемых в «антиукраинской деятельности» российских граждан, и даже детей. Суммарно в его базу внесены более 240 тыс. чел., из них около 75 тыс. россиян. Есть в ней и иностранные граждане, в т.ч. США.

Экстремальным проявлением нетерпимости к другим точкам зрения стали целенаправленные жестокие убийства российских журналистов, реализуемые террористическими методами. Только за последнее время от рук украинских спецслужб и их агентуры погибли Дарья Дугина (Платонова), Владлен Татарский (Максим Фомин), Олег Клоков, Ростислав Журавлёв, Борис Максудов, Семен Еремин, чудом выжил в результате теракта писатель и общественный деятель Захар Прилепин. При этом официальный Киев открыто бравирует своей причастностью к совершению этих преступлений. Хладнокровно спланированные убийства журналистов подтверждают уродливую сущность неонацистского режима Зеленского, открывшего настоящую охоту на российских представителей медиасферы, пользующихся всеми правами гражданских лиц.

На все эти преступления Киева его западные кураторы сознательно закрывают глаза. Верхом цинизма стало говорящее само за себя молчание Вашингтона после гибели в январе этого года в застенках СБУ журналиста Гонсало Лиры. Обе страны его гражданства – США и Чили – ещё с момента ареста СБУ «неудобного» журналиста предпочли оставить его без внимания и реальной поддержки, по сути, открестились от него. Трагедия Г.Лиры, позволившего себе иметь собственное мнение, в очередной раз ярко высветила «лицо» коллективного Запада, на словах рьяно выступающего за свободу слова и журналистики, а на деле защищающего их только в случае, когда это работает в его интересах.

Отдельного внимания заслуживает ужасающая ситуация со свободой СМИ в прибалтийских республиках, которые под предлогом борьбы с «российской пропагандой» устроили гонения против представителей русскоязычных СМИ. На них постоянно оказывается серьезное давление, заблокированы все пророссийские интернет-ресурсы, радио и телеканалы. Несогласные с этой политикой оказываются за решеткой, где против них используются все возможные методы устрашения.

Так, например, в Латвии начали последовательно запрещать ретрансляцию всех российских телеканалов. Вместе с тем запрет не смог повлиять на популярность российских СМИ, и жители Латвии продолжают их смотреть, обходя чинимые препоны. В этой же стране достигла неимоверных масштабов русофобия. Так, в сентябре 2023 г. сейм Латвии одобрил новую концепцию национальной безопасности, в соответствии с которой латвийским общественным СМИ с 1 января 2026 г. запрещается вещание на русском языке. И это происходит в государстве, где русский язык является основным средством общения для как минимум 40 процентов населения.

По проторенному русофобскому пути стран Прибалтики следует и Молдавия. Правительство Майи Санду сознательно лишило русскоговорящих жителей последних в стране источников альтернативной информации, закрыв вещание и ретрансляцию российских телеканалов и СМИ. Сотни журналистов этих новостных изданий по воле политиков остались без работы. Сама кампания сопровождалась тенденциозными и бездоказательными обвинениями, провоцирующими русофобию и язык ненависти в молдавском обществе. Фиксировались случаи преследования, оказания давления и запугивания журналистов и пророссийских активистов.

Вот лишь один из многочисленных примеров. 13 сентября 2023 г. молдавскими властями было принято решение о высылке из страны руководителя популярного в Республике русскоязычного новостного портала «Спутник Молдова» Виталия Денисова. Сотрудники миграционной службы Молдавии ворвались в квартиру журналиста, задержали его, обвинив во вмешательстве во внутренние дела страны. Не дав собрать личные вещи, корреспондента под конвоем отвезли в аэропорт для незамедлительной депортации.

В этой связи хотели бы вновь констатировать, что отсутствие реакции профильных международных организаций в отношении не вписывающихся в прозападные нарративы инцидентов, нарушений международных обязательств, откровенных преступлений и даже терактов против СМИ и журналистов, будь то на Украине, в странах Запада, в Прибалтике или Молдавии, свидетельствует об ангажированности и предвзятости их нынешнего руководства, его неспособности добросовестно и беспристрастно выполнять свой профессиональный долг. Замалчивание проблем со свободой слова выдает властям этих стран «индульгенцию» на дальнейшие репрессии против неугодных медиа и журналистов, фактически превращает правозащитные институты в их пособников.

Г-н Председатель,

Не может не беспокоить резкое ухудшение положения дел в сфере защиты прав журналистов в зоне эскалации палестино-израильского конфликта, где вопреки требованию резолюции СБ ООН 2728 о немедленном прекращении огня и в нарушение норм международного гуманитарного права в анклаве ВС Израиля продолжают беспрецедентную по масштабам жертв военную операцию. Из журналистов, убитых по всему миру в 2023 году, три четверти приходится на текущую палестино-израильскую эскалацию. Есть жертвы среди журналистов и на юге Ливана.

Печальным примером дезинформации может служить очернительная кампания, развязанная З.Иерусалимом против Ближневосточного агентства для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и направленная на ликвидацию деятельности Агентства на оккупированных палестинских территориях, которое, несмотря на внешнее давление, более 70 лет эффективно оказывает помощь палестинским беженцам на Ближнем Востоке в крайне непростых условиях. На текущий момент в секторе Газа было убито более 180 сотрудников Агентства, что является абсолютным антирекордом для ООН. Считаем необходимым принятие срочных мер по выправлению подобной ситуации вокруг БАПОР.

Г-н Председатель,

Отдельного внимания заслуживают проблемы, связанные с глобальной цифровой трансформацией. Пользуясь тем, что в странах Запада находятся основные рычаги управления Интернетом, а в юрисдикциях этих стран, в первую очередь США, прописались все основные ИТ-монополисты, Вашингтон санкционировал процессы, логическим завершением которых призвана стать глобальная цифровая диктатура, то есть полная утрата государствами способности экстраполировать свой суверенитет на цифровую сферу. Создаются предпосылки для тотального контроля над цифровым пространством с возможностью «отключения» любой информационной альтернативы сертифицированному Западом мейнстриму.

Например, на площадках западных ИТ-монополистов в последнее время продолжают активно распространяться ксенофобские, расистские, националистические и русофобские материалы, на которые их модераторы не обращают внимания. При этом ими нещадно блокируются каналы и аккаунты СМИ и рядовых пользователей, которые транслируют отличную от западной точку зрения. За подобным произволом, чинимым администрациями крупных ИТ-корпораций, зачастую стоят госструктуры США. Факты такого вмешательства регулярно становятся достоянием общественности. Таким образом, в текущей конфигурации интернет-посредники стали инструментом манипулирования общественным мнением и распространения агрессивной пропаганды. Проблема усугубляется тем, что в настоящее время отсутствуют международно-правовые нормы, позволяющие должным образом бороться с таким поведением ИТ-гигантов.

Особая категория рисков связана с повсеместным распространением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Феноменом сегодняшнего дня стали дипфейки и контент, сгенерированный при помощи нейросетей и не отличимый от произведенного человеком. В части системного противодействия фейкам давно назрела необходимость выработки универсальных механизмов верификации информации. Убеждены, что любые решения в этой сфере должны принимать государства на основе равноправного диалога в духе консенсуса.

Г-н Председатель,

Российская Федерация всецело поддерживает создание транспарентных механизмов для борьбы с дезинформацией на базе ООН. Положительным примером такой работы может служить успешно реализованная инициатива «Verified», направленная на противодействие фейковым новостям в контексте пандемии COVID-19. Однако предлагаемая новая инициатива Генерального секретаря «Глобальные принципы ООН по информационной добросовестности» вызывает у государств-членов множество вопросов. В частности, отмечаем непрозрачный характер работы над документом, который даже в промежуточном варианте так и не был представлен по итогам трех раундов консультаций.

Если Секретариат планирует выпустить инициативу, которой будут следовать государства-члены, необходимы углубленные, по-настоящему широкие консультации. В противном случае получится несогласованный «мертворожденный продукт».

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы поблагодарить Информационный центр ООН в Москве за работу на треке многоязычия и за усилия по распространению среди широких слоев населения информации о деятельности всемирной Организации.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово представителя Российской Федерации Е.Е.Успенского: 

Г-н Председатель, 

Хотели бы коротко ответить тем делегациям, которые беспочвенно обвиняли Россию в использовании пропаганды в качестве оружия, насаждении цензуры в информационном пространстве и распространении дезинформации, в том числе в контексте украинского кризиса.

Коллеги, ваши политизированные обвинения несостоятельны и даже лицемерны. Мы подробно изложили в своем выступлении деградирующую ситуацию со свободой доступа к информации в ваших странах с конкретными примерами. Повторяться мы не будем. 

Сегодня мы услышали от делегата из Украины обвинения в адрес нашей страны в распространении языка ненависти. Он приводил некие цитаты, которые, к слову, представитель США назвал «красноречивыми». Так вот, хотел бы привести всего одну «красноречивую» цитату, на сей раз официального представителя киевского режима, Советника главы Офиса Президента Украины Михаила Подоляка, произнесенную им в интервью американскому изданию: «Да, Украина ненавидит вас. Да, мы будем преследовать вас. Всегда и везде. Да, с вами не о чем говорить <...> Да, Украина достанет каждого из вас, юридически или физически». Мне кажется, она красноречивее всего сказанного здесь украинским представителем. А для вас это не язык ненависти? 

В своем выступлении мы назвали конкретные имена журналистов, которые были зверски убиты киевским режимом. Что нам на это ответил представитель Украины? Что их, мол, не жалко, потому что они якобы говорили неправильные вещи. То есть вы не только признаете свою причастность к преступлениям против журналистов, но и оправдываете их. Причем не стесняетесь заявлять об этом на заседании Комитета по информации, накануне Дня свободы прессы 3 мая.

Благодарю Вас.

Видео выступления