Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Преодоление связанных с климатом рисков для международного мира и безопасности»

Уважаемый г-н Председатель,

Мы признательны Генеральному секретарю Гутеррешу и г-же Эльсаим за их брифинг. 

Изменение климата является одним из современных глобальных вызовов, с которым сталкивается человечество. Преодоление его негативных последствий требует скоординированных и комплексных подходов со стороны международного сообщества, направленных не только на сокращение выбросов парниковых газов, но и на внедрение эффективных мер в области адаптации. Соответствующая работа, в том числе экспертная, активно ведется на профильных площадках в рамках системы ООН, в первую очередь – по линии Рамочной конвенции ООН об изменении климата, и является составной частью общих усилий в интересах достижения устойчивого развития. 

Мы приветствуем решение Соединённых Штатов о возвращении в Парижское соглашение по климату. 

Г-н Председатель,

Совет Безопасности уже неоднократно обсуждал проблему изменения климата в контексте ее влияния на международный мир и безопасность. На повестку дня выносились примеры ряда стран и отдельных регионов, в первую очередь на Африканском континенте, где изменение климата и стихийные бедствия представлялись как основная угроза стабильности, как первопричина проблем. Нам также указывали на возрастающие риски возникновения конфликтов, проецируя такие сценарии на глобальный контекст. 

Мы согласны с тем, что климатические изменения и экологические проблемы могут усугублять конфликты. Но являются ли они их первопричиной? В этом есть большие сомнения.  

Во-первых, связь климата с конфликтами можно рассматривать только применительно к отдельным странам и регионам, говорить об этом генерически и в глобальном контексте необоснованно, а навязывать автоматизм такой взаимосвязи даже опасно. К тому же далеко не все конфликты тождественны угрозам международному миру и безопасности, рассматриваемым Советом. 

Во-вторых, считать климат первопричиной проблем безопасности – это уводить дело от реальных первопричин, а значит – идти по ложному следу в поисках решения этих проблем. 

В-третьих, нельзя замалчивать другие основополагающие факторы, которые в не меньшей, а точнее – в большей степени, способствуют нарастанию рисков. Имею в виду политические и социально-экономические условия в конкретных странах и регионах, которые на сегодняшний день усугубились проблемой пандемии коронавируса. Болезнь значительно обострила неравенство между государствами и внутри них, спровоцировала всплеск нищеты и голода особенно в странах, находящихся в состоянии конфликта. Обостряют эти проблемы и незаконные односторонние ограничительные меры, очевидный вред которых те, кто их вводит, предпочитают игнорировать.  

Делая акцент на климатической теме, страны-доноры зачастую уклоняются от дискуссий про комплексный характер вызовов устойчивому развитию. Среди них, в частности, отказ от обмена технологиями и «зеленый» протекционизм. Не лучше ли странам-донорам сосредоточиться на соблюдении уже согласованных финансовых обязательств, и обеспечении доступа к наилучшим технологиям в области повышения устойчивости и адаптации, а также содействии в реализации образовательных проектов в сфере климата. В этом и заключается превентивный подход на основе сбалансированного учета трех измерений Повестки-2030. Да, обсуждение климатической проблематики в СБ смотрится как бы выигрышно и политически весомо, но реальную работу над повышением координации международной деятельности на этом направлении целесообразно вести на профильных площадках, таких как Генассамблея ООН, ЭКОСОС, система развития ООН и, конечно же, Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

Возвращаясь к проблеме изменения климата в контексте международного мира и безопасности, нельзя не упомянуть и тезис о том, что конфликты сами по себе снижают возможности государств по повышению устойчивости и адаптации к негативным последствиям изменения климата, отвлекая и без того ограниченные ресурсы. 

Последнее время в качестве показательного примера региона, в котором изменение климата непосредственно влияет на стабильность, приводится Сахель. Однако нельзя забывать о причинах, которые привели к резкому обострению рисков в области безопасности там. Среди них – волюнтаристские действия ряда стран, приведшие к смене режима в Ливии, последствия для экологии ракетно-бомбовых ударов НАТО, в том числе по объектам нефтяной инфраструктуры. Это пример того, как экология приносится в жертву геополитике. Таких примеров мы могли бы привести много. 

Г-н Председатель,

Российская Федерация разделяет необходимость неотложного реагирования на изменение климата. Но делать это надо в рамках тех механизмов, где этим занимаются профессионально. Важно сосредоточиться на эффективной реализации согласованных на международном уровне обязательств в рамках Парижского соглашения, постепенно повышая их амбициозность. Одновременно необходимо не ослаблять глобальные и национальные усилия на широком фронте борьбы с социально-экономическими проблемами в интересах достижения устойчивого развития, в том числе в контексте восстановления после пандемии. 

Благодарю Вас.