Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.Ю.Кузьменкова на встрече членов СБ ООН по формуле Арриа по теме «Реинтеграция детей, ассоциированных с вооруженными силами и вооруженными группировками»

Сегодняшнее заседание проходит на фоне 30-летнего юбилея важнейшего международного договора – Конвенции о правах ребенка, однако мы вынуждены констатировать, что даже не все члены СБ являются участником этого ключевого инструмента. 

Выражаем признательность за усилия Спецпредставителя В.Гамбы по консолидации международного сотрудничества в целях оказания содействия в реинтеграции бывших детей-солдат. Созданная по ее инициативе Глобальная коалиция по реинтеграции детей активно включилась в работу. Одними финансовыми вливаниями этот вопрос решить нельзя, речь идет о поддержании постоянного диалога, заключении договоренностей об освобождении детей из рядов вооруженных сил и вооруженных группировок. 

Г-н Председатель, 

Важнейшее значение для защиты детей от преступлений в ходе конфликтов имеет соблюдение государствами и другими участниками вооруженных конфликтов законов и обычаев международного гуманитарного права. фокус усилий СБ ООН должен быть в первую очередь направлен на предотвращение наиболее серьезных преступлений против детей. 

В этой связи у нас вызывают сопряжения безопасности, гумпомощи и развития. Иногда в эту связку добавляют и права человека, климатическую адаптацию. Исходим из того, что каждое из этих направлений работы ООН регламентируется своими правилами и рамками, которые были согласованы государствами-членами и должны выполняться. 

Полагаем, что СБ не следует вмешиваться в дискуссии в области устойчивого развития, которые относятся прежде всего к компетенции ГА ООН и ее профильных органов, равно как и наоборот.

В гуманитарном контексте ничто так не причиняет ущерб детям как односторонние принудительные меры в отношении охваченных конфликтами стран. Как показывает практика, такие санкции становятся  мерами коллективного наказания и  усугубляют положение детей. Призываем немедленно отказаться от этой пагубной линии и сосредоточиться на конструктивной работе во имя интересов детей.

Нельзя обойти молчанием и вопрос о недобросовестной деятельности некоторых гуманитарных НПО, таких как сирийские "Белые каски", которые в отличие от гуманитарных подразделений ООН, МККК преследуют свои конъюнктурные цели, не гнушаясь вовлекать в постановки и провокации детей.  

Г-н Председатель, 

Хотели бы подчеркнуть методологическую несостоятельность попыток привязать к детям так называемую молодежь, а именно совершеннолетних лиц в возраст от 18 до 29 лет. В соответствии с международным правом, национальным законодательством подавляющего большинства государств в мире лица с 18 лет обладают полной юридической свободой самостоятельно выбирать род деятельности и нести ответственность за свои поступки. В соответствии с законом они могут могут вступать в ряды вооруженных сил и исполнять свой воинский долг. Неоспорим также и факт, что многие молодые люди сознательно примыкают к вооруженным или террористическим группировкам, совершают террористические акты. Поэтому говоря о реинтеграции, мы не должны забывать о требовании закона дать  правовую оценку подобным действиям. Нельзя придавать понятию реинтеграции смысла тождественному освобождению от ответственности. 

В заключение отмечу, что Российская Федерация принимает активные усилия по возвращению детей террористов и членов семей, их реинтеграции в общество и возвращения к нормальной жизни. Призываем наших западных партнеров действовать аналогичным образом, подтверждая на деле свою приверженность реинтеграции детей, пострадавших в конфликте. 

Спасибо за внимание.