Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на пленарном заседании Второго комитета 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель, 

Поздравляем Вас и Бюро комитета с принятием данных обязанностей. Завершившиеся только что дискуссии придали серьезный политический импульс профессиональному и неполитизированному межправительственному диалогу. Необходимо заняться поиском путей реализации договоренностей, сформулированных странами-членами в сентябре. 

Отрадно, что и в Политдекларации по Целям устойчивого развития, и в согласованной ранее Декларации лидеров «Группы двадцати» не доминирует тема военных конфликтов. Видим в этом ориентир и одновременно залог успешной работы делегаций, чему имеет смысл последовать и во Втором комитете. 

По существу. На фоне растущего отставания по темпам достижения ЦУР и углубляющегося структурного экономического кризиса на первый план должны выступать задачи устойчивого экономического и социального развития – борьба с бедностью, преодоление неравенства, сбалансированный переход к новому научно-технологическому укладу. Комитет должен обратить внимание на лучшие практики – цифровизация, поддержка малых и средних предприятий, справедливый трансфер технологий, инвестиции в инфраструктуру, локализация производства, прокладывание безопасных и надежных транспортных маршрутов, задействование потенциала региональной интеграции – и содействовать их масштабированию. Среди других стратегических вопросов – проведение Четвертой международной конференции по финансированию развития.

Отмечаем обоснованность запроса стран «Глобального Юга» на укрепление своей роли в механизмах глобального управления, чтобы она адекватно отражала его реальный вес в мировых делах, в том числе и в сфере экономики, где расширяющийся альянс БРИКС, например, уже обошёл по объёму ВВП страны «Группы семи». 

Важным локомотивом развития становится сотрудничество по линии «Юг-Юг» и трехстороннее сотрудничество. Россия планирует увеличивать свое участие в этой работе.

При этом страны «Глобального Юга» по-прежнему продолжают рассчитывать на выполнение взятых странами Запада финансовых обязательств. Обратили внимание на прозвучавший в ходе открытия сессии Комитета доклад г-жи Гош из Массачусетского университета, подчеркнувший, что реальные объемы климатического финансирования и помощи развитию не соответствуют декларируемым и что целесообразно подумать о критериях измерения этих потоков. Серьезную работу здесь проводит и гражданское общество, например, организация «Oxfam». Как представляется, эта тема заслуживает большего внимания нашего Комитета.

Безусловно, в центре внимания должна оставаться и долговая проблема, а также роль кредитно-денежной политики развитых стран в обесценивании местных валют и росте долговой нагрузки. Применительно к обсуждению мировой торговли важно не упустить из поля зрения проблему разрастания нового – «зеленого» – протекционизма, влияющего в том числе на вытеснение с международных рынков динамично развивающихся стран Юга. Ответы, в том числе, стоит искать в путях восстановления нормально функционирующей многосторонней торговой системы.

Традиционно придаем важное значение проблематике уменьшения опасности бедствий, укреплению потенциала национальных систем раннего предупреждения и реагирования, принятия мер по адаптации к изменению климата. 

Признательны Секретариату за подготовку докладов. Однако, к сожалению, наряду с адекватными оценками в них содержатся и искажения причин усугубления международной социально-экономической ситуации.

Конфликту на Украине, ставшему прямым следствием агрессивной политики Запада и расширения НАТО, необоснованно приписывается роль фактора кризиса стоимости жизни, разрастания угроз продовольственной безопасности, цифрового неравенства. Отмечаем мнение уже упоминавшегося брифера – г-жи Дж.Гош, которая подтвердила, с опорой на цифры ФАО, что продовольственный и энергетический кризисы 2022 года связаны не с конфликтом на Украине, а с системными недостатками механизма образования международных биржевых, прежде всего фьючерсных, цен на эти сырьевые товары. Вину уважаемая эксперт возлагает на транснациональные корпорации. Эти же корпорации, прежде всего американские, только выигрывают от конфликта, пока их конкуренты в Европе и бедные страны по всему миру из-за санкций недополучают российское зерно и энергоресурсы, а также российские и белорусские удобрения. Получается эдакая стройная схема «государственно-частного партнерства» со знаком «минус» для мирового большинства и знаком «плюс» для отдельных корпораций.

Кроме того, вызывает сожаление, что Секретариат ООН по-прежнему боится давать адекватную оценку негативному влиянию на положение в развивающихся странах односторонних санкций. В ходе переговоров по соответствующему пункту повестки Второго комитета призываем коллег уделить должное внимание этим незаконным рестрикциям, а также активно подключаться к поиску устойчивых к внешним вызовам инструментов, таких как диверсификация цепочек поставок, переход на национальные валюты в расчётах, внедрение альтернативных межбанковских систем. 

Благодарю за внимание.

Видео выступления