Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на пленарном заседании Второго комитета 77-й сессии ГА ООН

Г-жа Председатель, 

Достижение позитивных результатов в преодолении социально-экономических кризисных явлений невозможно без согласия по поводу стоящих на этом пути препятствий. К сожалению, с таким согласием сегодня проблемы. В этой связи убеждены, что Второй комитет ГА ООН сейчас как никогда востребован для проведения профессионального и неполитизированного межправительственного диалога. Необходимо оставить в прошлом подход, когда одни движущие причины кризиса замалчиваются, а другие сложности, наоборот, «раздуваются» и ставятся во главу угла. Критерием же служат сугубо политические мотивы, призванные затушевать собственные просчеты и переложить ответственность на других, особенно, если они воспринимаются как конкуренты. 

Мы прекрасно видим попытки западных делегаций списать на последствия конфликта на Украине все глобальные проблемы, в т.ч. пробуксовку достижения Целей устойчивого развития. Как это ни прискорбно, но такой тезис нередко отрабатывается и некоторыми представителями Секретариата ООН под нажимом стран-доноров. Что только не пытаются объяснить за счет украинских событий – и отсутствие продбезопасности в мире, и системные недочеты в энергетике, и кризис стоимости жизни, и монетарные провалы, и даже отставание в сфере равенства полов. При этом как строжайшее табу – в лучшем случае, за ширмой эвфемизмов – обходятся темы незаконных односторонних санкций и использования финансовой системы как оружия. Почему-то также принято упорно молчать и о просчетах в кредитно-денежной политике с глобальными последствиями, об откровенно неконкурентных практиках в международных делах, убивающих сам принцип свободной торговли. В результате из-за попыток узких блоковых структур навязать другим свою геополитическую волю наиболее пострадавшими оказываются беднейшие страны. 

Заглушаются голоса тех, кто справедливо пытается указать на бремя других вооруженных конфликтов, помимо украинского. Недостаточно внимания уделяется теме издержек форсированного и непродуманного «зеленого перехода» в его экстремальном варианте. Энергодефицит и рост цен на энергоресурсы носят рукотворный характер и созданы решениями самих европейских политиков, принятых в угоду США в ущерб национальным интересам ряда стран. Сказалась неготовность «зелёной» энергетики ответить на огромные объёмы необходимых энергоресурсов для поддержания экономического роста после пандемии коронавируса. Хотелось бы напомнить и о вливании триллионов необеспеченных долларов в экономику, взвинчивании инфляции и повышении западными центробанками ключевой ставки с плачевными итогами для закредитованных развивающихся государств. О многолетнем недофинансировании в инфраструктуру и программы развития, в т.ч. в той же сфере изменения климата, что сейчас особенно видно на фоне колоссальных военных расходов некоторых государств. А также о вызванном всем этим росте уровня нищеты, голода и задолженности. 

Конечно, вместо того, чтобы честно и комплексно разбираться в причинах проблем и искать оптимальный выход, кому-то сегодня гораздо легче объяснять все неудачи ситуацией на Украине. А говоря без обиняков – пытаться свалить все на Россию. Это не новый подход, который в очередной раз рискует увести нас в сторону от нужных всем результатов. Он не поможет решить реальные мировые проблемы в сфере устойчивого развития. Убеждены, что для пропагандистских политизированных кампаний Второй комитет не подходит. Напротив, видим его востребованность в качестве площадки для всеобщего диалога, пусть и непростого, для предметного поиска путей выправления ситуации, прежде всего, ради помощи наиболее уязвимым категориям стран. 

Со своей стороны Россия готова добросовестно задействовать потенциал Второго комитета для совместной работы со всеми партнерами, которые заинтересованы в нахождении конструктивных развязок для реализации Повестки-2030. Как и с пандемией, необходимо выработать и приступить к реализации практических шагов в направлении солидарности. 

Ключевыми звеньями в цепочке первоочередных мер должны стать реформа глобального финансового управления и создание условий для недискриминационной многосторонней торговли на основе правил и норм ВТО. 

Кроме того, необходимо стремиться к повышению эффективности работы системы развития ООН и ее структур. Рассчитываем на повышение качества отчетности резидентов-координаторов, которая должна в первую очередь демонстрировать «добавленную стоимость» их работы. Надеемся, что разрабатываемый сейчас комплекс показателей для оценки резидентов-координаторов будет отвечать на этот запрос.

Традиционно придаем важное значение проблематике уменьшения опасности бедствий. На фоне действительно нарастающих климатических изменений в мире исходим из важности укрепления потенциала национальных систем раннего предупреждения и реагирования, повышения мер адаптации государств к природным катаклизмам. 

Благодарю за внимание.