Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на открытом заседании СБ ООН по теме «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями в поддержании международного мира и безопасности: роль АСЕАН»

Г-н Председатель,

Благодарим Генерального секретаря ООН А.Гутерреша и Генерального Секретаря Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Лим Джок Хоя за информативные доклады об усилиях АСЕАН в сотрудничестве с ООН по поддержанию международного мира и безопасности.

Выражаем также признательность нашим вьетнамским коллегам за инициативу по организации и проведению сегодняшнего тематического заседания СБ по проблематике взаимодействия ООН и региональных организаций в лице АСЕАН.

Рассматриваем АСЕАН как одно из наиболее успешных интеграционных объединений. Ассоциация играет важную роль в обеспечении мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Неизменно выступаем за укрепление центральной роли «десятки» в региональных делах. Отмечаем вклад государств АСЕАН в осуществление миротворческих операций под эгидой ООН.

В этом году диалоговому партнерству Российской Федерации и АСЕАН исполнится 24 года. За прошедший период достигнут впечатляющий прогресс во всех сферах нашего взаимодействия. Заложен солидный договорно-правовой фундамент сотрудничества, который сейчас можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Созданы эффективно работающие совместные механизмы. Устойчиво развиваются торгово-экономические и гуманитарные связи. Сформированы условия для более тесной координации шагов на ключевых многосторонних площадках, прежде всего, в ООН. 

Насыщенный характер приобрел диалог в области политики и безопасности, в фокусе которого – вопросы формирования в АТР равноправной, сбалансированной и транспарентной системы межгосударственных отношений. 

Состоявшийся в 2016 года в Сочи саммит Россия – АСЕАН стал первой в истории наших взаимоотношений встречей в верхах на российской территории. По его итогам были приняты Сочинская декларация и Комплексный план действий по развитию сотрудничества Россия – АСЕАН на 2016-2020 годы.

Г-н Председатель,

Россия и АСЕАН – единомышленники в вопросах формирования в АТР открытой и сбалансированной архитектуры безопасности, базирующейся на принципах верховенства международного права, невмешательства во внутренние дела, отказа от использования силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров.

Мы едины в стремлении не допустить появления в регионе новых разделительных линий, а также подрыва равноправия и консенсуса в деятельности межгосударственных объединений, сформированных вокруг Ассоциации.

При этом  в последнее время, в том числе в ходе сегодняшнего заседания, мы слышим о «порядке, основанном на правилах», базирующемся, насколько мы можем судить, на селективном подходе к нормам международного права, а также на внезапно возникшей концепции т.н. Индо-Тихоокеанского региона.  

Когда мы, апеллируя к географической карте, спрашиваем авторов этой концепции о разнице между Индо-Тихоокеанскими стратегиями и сотрудничеством в АТР, нам говорят, что Индо-Тихоокеанские стратегии якобы «более открытые и более демократичные». При этом по задумке авторов Индо-Тихоокеанских регион не включает, скажем, Восточную Африку или Персидский залив. Понятно, что не входит в него и КНР. Возникает вопрос, в чем тогда добавленная стоимость формата, направленного на разъединение, а не на объединение. Укреплению регионального сотрудничества, продвижению объединительной повестки дня такие сомнительные нововведения точно не способствуют. 

Вместе с другими диалоговыми партнерами АСЕАН Россия помогает Организации в наращивании потенциала противодействия таким новым вызовам и угрозам, как терроризм, транснациональная преступность, незаконный оборот наркотиков. Нацелены, в частности,  на последовательную реализацию принятого на сингапурском саммите 2018 года Заявления по безопасности использования информационно-коммуникационных технологий.

Г-н Председатель,

Мы стимулируем шаги, ориентированные на гармонизацию различных интеграционных начинаний с участием членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Такие усилия закладывают фундамент для создания в Евразии инновационного контура, свободного от барьеров, который опирается на принципы международного права и нормы Всемирной торговой организации, на уважение различных моделей развития и права народов самим определять, каким путем им двигаться вперед. Такая философия лежит в основе инициативы «Большое евразийское партнерство», выдвинутой Президентом России В.В.Путиным  как раз на саммите Россия – АСЕАН.

Считаем важным наращивание диалога и практического партнерства между ШОС и АСЕАН, учитывая, что обе организации решают во многом схожие задачи по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Азии. Отталкиваясь от позитивного опыта сотрудничества по линии ООН–ШОС, включая Третью встречу высокого уровня по проблеме слияния терроризма и оргпреступности в Нью-Йорке в ноябре прошлого года, предлагаем подумать над расширением формата таких мероприятий, подключив к ним АСЕАН. Полезным также представляется обмен наработками между Ассоциацией и Региональной антитеррористической структурой ШОС, опирающейся на развитую договорно-правовую базу и эффективные механизмы межгосударственного взаимодействия.

Г-н Председатель,

В связи с прозвучавшими сегодня здесь мыслями о территориальных спорах в Южно-Китайском море хотелось бы подчеркнуть, что мы исходим из того, что любые территориальные споры в этом регионе должны решаться между государствами на двусторонней основе. Использовать тематику сегодняшнего заседания, нацеленную на укрепления сотрудничества и продвижение объединительной повестки в регионе, для «вбрасывания» собственного видения решения спорных вопросов, видения, основанного на узконациональных интересах, считаем неприемлемым и недопустимым. Тем более если это делает государство, находящееся от региона за многие тысячи километров.

Мы не видим также дополнительного смысла будировать вопрос о Мьянме на площадке СБ. Проблема возвращения домой беженцев рохинджа должна решаться путем двусторонних консультаций между вовлеченными сторонами. Приветствуем посредническую роль АСЕАН и Китая в урегулировании ситуации в Мьянме. Отмечаем тот факт, что АСЕАН недавно провела оценочную миссию для определения потребностей беженцев. Исходим из того, что регионалы всегда располагают всей полнотой информации о положении дел «на местах» и лучше чувствуют региональную специфику.

Г-н Председатель,

В январе с.г. Ханой стал председателем АСЕАН. Разделяем приоритеты Вьетнама в Ассоциации, в том числе нацеленность на повышение вклада «десятки» в поддержание мира и стабильности региона. Убеждены, что у наших партнеров и организации АСЕАН для этого есть необходимый опыт, инструментарий и добрая воля. Готовы поддерживать и развивать наше сотрудничество.

Благодарю за внимание.