Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Р.Г.Кашаева в ходе неформальной встречи членов СБ ООН по "формуле Арриа" по теме "Похищение и насильственная депортация детей в ходе вооруженного конфликта: конкретные шаги по предотвращению и привлечению к ответственности"

Российская Федерация решительно осуждает преступления в отношении детей. Виновные в этих преступлениях должны нести ответственность.

Похищения являются одним из шести серьезных нарушений в отношении детей, заложенных в резолюции 1612 (2005). Похищения неразрывно связаны с другими серьезными нарушениями - вербовкой и использованием детей, сексуальным насилием. Более десяти лет мы видим, что похищения с целью последующей вербовки или секснасилия являются излюбленным методом различных террористических групп.

Достаточно вспомнить многочисленные случаи похищений со стороны Боко Харам, которые захватили за несколько лет более тысячи детей с целью убийств, насилия, использования в качестве террористов-смертников. Можно вспомнить и ужасающие практики ИГИЛ и других террористических группировок в Ираке и Сирии. И эти преступления продолжаются, в частности в Идлибской зоне и на северо-востоке страны. Катастрофическая ситуация в лагерях временно перемещенных лиц «Аль-Хоуль» и «Рож» на оккупированных США территориях известна всем. Многочисленные правозащитные организации и спецпроцедуры на протяжении многих лет говорят о похищениях детей, последнее такое заявление было 16 февраля этого года. США, под контролем которых находятся эти лагеря, несут полную ответственность за происходящее.

В концептуальной записке к сегодняшнему мероприятию спрашивается, как конкретно решать эту проблему. На наш взгляд, залогом успеха является усиление борьбы с терроризмом. Отвечать на проблему «Аль-Хоуля» следует деоккупацией Сирии и репатриацией детей иностранных граждан, чего западные страны не спешат делать.

Следует обеспечить безусловное уважение международного гуманитарного права и Конвенции о правах ребенка. Следует использовать весь спектр инструментария ООН по предупреждению конфликтов в целях защиты детей и обеспечения устойчивого мира., включая резолюцию СБ 2427.

Важно избегать политизации проблематики защиты детей в ходе вооруженного конфликта и не использовать ее как политический инструмент. Ярким примером такого подхода являются прозвучавшие сегодня необоснованные обвинения в адрес России. Мы неоднократно опровергали эти мифы. Именно для этого мы провели 5 апреля заседание по «формуле Арриа», посвященное эвакуации детей в украинском кризисе. В ходе заседания Уполномоченный при Президенте России М.А.Львова-Белова и другие панелисты изложили по каждому из этих ложных нарративов объективную информацию, включая общую статистику и отдельные индивидуальные случаи «из первых рук» о реальной ситуации вокруг эвакуированных из зоны боевых действий детей и об их сегодняшнем положении. Еще раз повторим, что правда состоит в том, что дети были эвакуированы из зоны боевых действий, спровоцированных Киевом.

С февраля 2022 года российские регионы приняли более 5 миллионов жителей Украины и республик Донбасса. Из них более 730 тысяч – дети. Подавляющее большинство этих детей прибыли вместе с родителями или другими родственниками. Только две тысячи из них - воспитанники детских домов ДНР и ЛНР, которые прибыли вместе с руководителями и воспитателями учреждений. Из них только 358 детей были устроены в семьи.

Причем это не усыновление -  «adoption». В данном случае это временная предварительная опека либо временное попечительство российских граждан. Прежде всего, чтобы дети находились в семьях, а не детдомах. Такая форма опеки была выбрана специально с учетом потенциального воссоединения несовершеннолетних с их кровными родственниками, если таковые обнаружатся.

Одновременно российская сторона не препятствует поддержанию контактов и общения детей с их родственниками и близкими, вне зависимости от места их проживания. Для упрощения процесса воссоединения родители могут обратиться за помощью в поиске своего ребенка в аппарат российского Уполномоченного по права ребёнка. На настоящий момент при участии  Уполномоченного по правам ребёнка уже 16 детей из 9 семей воссоединились со своими родственниками.

На этом заседании также говорилось и о проводимой Киевом принудительной депортации с отъемом детей у их родителей, и о практике задержания несовершеннолетних украинскими спецслужбами. Однако некоторые из здесь присутствующих предпочли эту информацию не слышать.

В контексте его подготовки вскрылись нелицеприятные факты откровенного воровства детей у беженцев властями европейских стран. Причем сталкиваются с подобной ситуацией, как выяснилось, не только украинские беженцы. Соответствующие обращения поступают к нам до сих пор. Некоторые из них мы довели до Генсекретаря ООН.

Резюме этого заседания будет вскоре распространено в качестве документа СБ и с этой важной информацией можно будет ознакомиться еще раз.

Наконец, пару слов по МУС. Этот орган для России пропал с карты международных судебных органов. Он окончательно превратился в послушный инструмент западных стран. МУС не обладает юрисдикцией в отношении России и ее граждан. Для нас этого органа не существует.

Пока «международное уголовное судилище» обслуживает антироссийский заказ про псевдопохищения украинских детей, в США открытым текстом уже даже не говорят, а кричат о собственных преступлениях в отношении несовершеннолетних: 85 тысяч детей-мигрантов на территории США пропали без вести, 356 тысяч несовершеннолетних мигрантов пересекли южную границу, и многие из них,  даже по данным американских властей, сразу стали жертвами всевозможного насилия и преступлений.