Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе видеоконференции членов СБ ООН по "формуле Арриа" по теме "Угроза международному миру и безопасности, вызванная незаконным оборотом легкого и стрелкового оружия"

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поздравить наших мексиканских друзей с их национальным праздником, Днем независимости, и поблагодарить за организацию этой дискуссии. Работать по праздникам – задача не из простых, мы со своей стороны постараемся дополнительно не осложнять ее.

Сегодня я хотел бы отметить ряд аспектов российской позиции по теме этой встречи. Однако сперва должен подчеркнуть, что для нас неоспоримо главенство Генеральной Ассамблеи в обсуждении вопросов легкого и стрелкового оружия (ЛСО) на площадке ООН. В то же время считаем, что обсуждение ЛСО в Совете Безопасности в качестве отдельной темы общего свойства вряд ли будет иметь добавленную ценность. На наш взгляд, необходимости начинать обсуждение данного вопроса в СБ ООН на данный момент нет, и возникнуть она может только в случае нарушения введенных Советом Безопасности оружейных эмбарго в конкретных странах. Исходим из того, что у специализированных санкционных комитетов есть весь необходимый инструментарий для решения подобных вопросов.

Г-н Председатель,

Противодействие незаконной торговле ЛСО традиционно является приоритетом для Российской Федерации. ЛСО остается одним из наиболее распространенных типов вооружений в региональных и локальных конфликтах, оно превосходит все прочие категории по количеству жертв. Террористические и организованные преступные группировки постоянно осваивают новые методы по наращиванию нелегальных запасов ЛСО. Их преступная деятельность обычно сосредоточена на регионах и странах в состоянии высокой политической нестабильности. В первую очередь от этого страдает гражданское население. К сожалению, такая ситуация наблюдается во многих регионах мира, например, в Африке, Южной Америке и на Ближнем Востоке.

Весьма прискорбно, что неконтролируемое распространение ЛСО, как правило, вызвано излишне либеральными государственными нормативами в этой области или же незакрытыми брешами в национальных режимах экспортного контроля.

Множатся риски попадания ЛСО не в те руки, в частности, в руки негосударственных образований. Зачастую поставщики в виду обещанной выгоды или политических соображений полностью игнорируют потенциальные последствия конечного использования ЛСО. Не беспокоятся они и о том, у кого это оружие окажется в конечном итоге. Кроме того, некоторые государства, имеющие излишки запасов ЛСО, не стремятся уничтожить их должным образом и предпочитают продавать их, не соблюдая при этом необходимые меры предосторожности и не уделяя должного внимания выбору покупателей. Многие действующие на рынке вооружений брокеры также стремятся избежать выполнения надлежащих обязанностей.

Еще один серьезный вызов – это производство ЛСО по просроченным лицензиям или в отсутствие лицензии от владельца технологии. Такое оружие обычно подпольно экспортируют в третьи страны. Очевидно, что все это усугубляет риски того, что ЛСО попадет в руки нежелательных лиц, включая террористов, экстремистов, незаконные вооруженные группировки, организованную преступность, а также в государства, в отношении которых действует введенное СБ ООН оружейное эмбарго.

На протяжении десятилетий Россия последовательно выступала в поддержку усилий по упрочению роли ООН на этом направлении. Генеральная Ассамблея является ключевой переговорной площадкой, где рассматривается весь комплекс относящихся к ЛСО вопросов. Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО остается единственным международным документом, созданным специально для борьбы с нелегальным оборотом ЛСО. Все государства-члены должны содействовать полной реализации этой программы.

Состоявшееся в июле с.г. Седьмое совещание государств по осуществлению программы действий ознаменовало собой еще один шаг на пути к этой цели. Россия принимала активное участие во всех дискуссиях в рамках этого мероприятия. Высоко ценим усилия кенийского председательства, благодаря которому совещанию удалось выработать сбалансированный итоговый документ.

Подводя итоги, мы считаем, что государствам-членам следует рассмотреть следующие национальные меры по содействию реализации программы.

Во-первых, ввести всеобщий запрет на передачу всех типов ЛСО лицам, которые не были одобрены правительством страны-получателя.

Во-вторых, осуществлять строгое регулирование и непосредственный государственный контроль всей брокерской деятельности в области торговли оружием в рамках национальных юрисдикций, а также ограничить общее количество таких брокеров необходимым минимумом.

В-третьих, ввести запрет на повторный экспорт или передачу импортированного ЛСО без письменного согласия государства, выступившего в роли первичного экспортера.

В-четвертых, не допускать производство ЛСО по истекшим лицензиям или в отсутствие лицензии, полученной от владельца технологии. Это включает противодействие незаконным практикам, при которых оружие производится по лицензии, но затем видоизменяется без согласия первичного разработчика и экспортируется как оригинальный продукт.

В заключение отмечу, что управление оборотом и запасами ЛСО, определение оптимальных стандартов для обеспечения сохранности, маркировки и хранения такого оружия, а также выбор методов и технологий для уничтожения излишков ЛСО является суверенной прерогативой государств-членов.

Благодарю Вас.