Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова в ходе неформального заседания членов СБ ООН по «формуле Арриа» на тему: «Наращивание действий в сфере превенции: от вызовов в сфере охраны окружающей среды до возможностей для мира»

Г-н Председатель,

Внимательно выслушали инициаторов и приглашенных бриферов.

Не отрицаем, что причинами внутренних вооруженных конфликтов может стать борьба за природные ресурсы, в том числе на фоне проблем с изменениями климата и охраной окружающей среды. Подобные тенденции действительно отмечаются в целом ряде стран и регионов, особенно в Африке. Однако при этом ни в коем случае не стоит упускать из виду главное.

Коренными причинами внутренних конфликтов являются не климатические катаклизмы, как это пытаются представить некоторые делегации, а политические и социально-экономические проблемы в комплексе. Более того, эффективное предотвращение конфликтов должно строиться на необходимости учета национальных приоритетов и уникальности каждого отдельного случая. Во «главу угла» должна ставиться именно национальная ответственность государства. Секьюритизация природоохранной повестки, нарушение разделения труда органов ООН, навязывание Совету Безопасности несвойственных ему функций лишает нас шансов найти действенные решения кризисных ситуаций. Ведь сами эти решения должны носить комплексный характер, помогать стране или региону встать на путь устойчивого развития. Это снижает уязвимость и перед лицом, в том числе, климатических катаклизмов. Россия участвует в таком сотрудничестве, в том числе по раннему предупреждению.

Следует не забывать и о еще одном важнейшем аспекте уязвимости государств, который, к сожалению, в концептуальной записке упущен. Недопустимо, чтобы такие факторы как бедность, социальные конфликты, недостаточный государственный контроль над территориями, использовались внешними игроками, прежде всего бывшими метрополиями, для подстрекательства к эксплуатации суверенных природных ресурсов, по сути, их разграбления. В этом контексте не стоит замалчивать и пагубные для окружающей среды и контроля над суверенными природными ресурсами последствия военных действий, которые затем усугубляются односторонними санкциями. Имеем в виду, в частности, незаконные бомбардировки западными коалициями Ирака, Ливии, Сирии… Примеров очень много. К сожалению, объектом хищнического интереса западных игроков стала и Украина: в Совете мы уже цитировали высказывания американского сенатора Линдси Грэма о том, что Киев «сидит на критически важных полезных ископаемых стоимостью 10-12 триллионов долларов», которые дескать «могут быть освоены Украиной и Западом». Западные страны, последовательно на протяжении как минимум последних 10 лет готовившие Украину к военному столкновению с Россией, все четче демонстрируют свою истинную повестку. Под логику разграбления этой страны уже подводится внутренняя законодательная база, а крупные агропромышленные корпорации США, объединенные под управлением инвестиционных монстров типа американской компании «Blackrock», все глубже пускают щупальца в сельскохозяйственный комплекс этой страны, некогда «житницы Европы».

Считаем, что действия такого рода должны получать объективную оценку со стороны Совета Безопасности. Ведь, разрушая природный капитал целых государств, интервенты и «демократизаторы» не только подрывают саму возможность устойчивого развития, но и закладывают мины под поддержание стабильности в глобальном масштабе.

Благодарю за внимание.

Видео выступление