Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.С.Аристова на заседании Второго комитета 78-й сессии ГА ООН по темам «Информационно-коммуникационные технологии для устойчивого развития» и «Глобализация и взаимозависимость»

Г-н Председатель,

Россия присоединяется к выступлению Венесуэлы от имени Группы друзей в защиту Устава ООН.

П.15. На фоне тяжелых последствий пандемии COVID-19 применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных областях нашей жизнедеятельности получило дополнительный размах. Они позволили не только более точно ставить диагнозы и подбирать оптимальное лечение, но и перестроить систему торговли, услуг и обучения. Цифровизация закрепляется в качестве нового локомотива устойчивого развития. Этому позитивному тренду мешает рост «цифрового» неравенства. Российская Федерация реализует программы наращивания потенциала по линии организаций системы развития ООН, в частности, в сфере укрепления цифровых навыков у молодёжи в странах СНГ и Африки.

Ускоренный научно-технический прогресс таит в себе и риски усиления технологической зависимости государств «Глобального Юга», размывания их цифрового суверенитета. Такие тенденции весьма опасны в условиях угрожающей монополизации рынка ИКТ, поскольку доступ целых народов к основным информационным ресурсам оказывается в руках иностранного частного капитала, обслуживающего порой политические интересы стран своей юрисдикции. Возрастает потребность в прозрачном и ответственном поведении крупных технологических компаний. Регулирование цифровой экономики должно также учитывать интересы малых и средних предприятий.

Российская Федерация выступает за интернационализацию сети Интернет на основе общепризнанных принципов и норм международного права с ориентацией на нужды людей. При этом гарантами прав и свобод граждан и их безопасности являются государства, которым должна поэтому принадлежать центральная роль в управлении Всемирной сетью. Такая система управления должна исключать влияние на нее каких-либо односторонних политических ограничений или коммерческих интересов, а также обеспечивать целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищённость критической инфраструктуры глобального уровня. Очевидны и вызовы фрагментации Интернета.

Предстоящие межправительственные консультации по Глобальному цифровому договору предоставляют возможность для обсуждения этого и иных вопросов сотрудничества в этой области в рамках системы ООН.

П.20. В отношении стран со средним уровнем дохода (ССД) хотели бы сообщить следующее. Российская Федерация отмечает проделанную Секретариатом ООН работу по подготовке картирования c подробным обзором текущей поддержки, оказываемой ССД. Результаты картирования показывают снижение уровня финансовой помощи государствам этой категории с 2010 г., практически половина официальной помощи в целях развития приходилась на кредиты, при том, что их доля была особенно велика для стран с уровнем дохода ниже среднего. Вместе с тем именно в этих государствах продолжает проживать 60% беднейшего населения мира. Финансовые и экономические системы ССД особенно подвержены влиянию негативной мировой экономической конъюнктуры. Высока степень неравенства внутри этих стран.

Рекомендации Генерального секретаря носят, на наш взгляд, слишком общий характер. Не подлежит сомнению, что ССД нужны рабочие схемы снижения долговой нагрузки, а при принятии политических решений нужно основываться на критериях, выходящих за пределы ВВП. Вместе с тем, отсутствуют конкретные предложения относительно более эффективного применения существующих и внедрения новых инструментов для получения доступа к большей финансовой поддержке, учета специфических потребностей этой категории стран и обеспечения их всеохватного поступательного экономического роста на основе повышения производительности труда для преодоления т.н. «ловушки среднего дохода».

В этой связи рассматриваем данное картирование в качестве лишь первой, отправной точки на пути к выявлению проблем ССД и выработке действенных стратегий их развития. Готовы принимать активное участие в этой работе.

Российская Федерация также признаёт важную роль культурного и религиозного разнообразия в достижении устойчивого развития. Убеждены, что концепции культурного превосходства одной группы государств над другими – не место в формирующемся многополярном мире. Россия продолжит финансировать соответствующие проекты в Армении, Белоруссии, Гвинее, Зимбабве, Киргизии и Узбекистане.

Хотели бы вновь отметить появление в докладах Секретариата ООН искажающих реальную картину утверждений, связанных с конфликтом на Украине.  При этом не увидели упоминания влияния односторонних мер экономического принуждения, в том числе в докладе «Развитие сотрудничества с ССД», хотя страны именно этой группы, включая Белоруссию, Зимбабве, Иран, Кубу, Никарагуа, являются мишенью западных санкций, и для них этот фактор первостепенен в части устойчивого развития.

Благодарю Вас.