Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова с разъяснением позиции по проекту резолюции «Смертоносные автономные системы вооружений» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Хотели бы дать пояснения в отношении позиции Российской Федерации по проекту резолюции «Смертоносные автономные системы вооружений» (L.56). Россия проголосует против данного проекта и РР6, РР7, ОР3, ОР4, воздержавшись по остальным пунктам, вынесенным на голосование.

Считаем, что указанный документ направлен на подрыв деятельности созданной в рамках Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) профильной Группы правительственных экспертов (ГПЭ), которая успешно функционирует и принимает содержательные доклады, в т.ч. и в этом году. Рассматриваем данную ГПЭ в качестве единственной оптимальной площадки для обсуждения всех вопросов относительно смертоносных автономных систем вооружений (САС). Данное понимание подтверждено в одобренных консенсусом 11 руководящих принципах в отношении САС, а также в итоговом документе 6-й Обзорной конференции КНО (Женева, 13-17 декабря 2021 г.).

Заложенные в проекте формулировки указывают на явное намерение перенести обсуждение тематики САС в ООН. Подчеркиваем, что перенос проблематики САС на любые другие международные форумы, в т.ч. в ООН, представляется контрпродуктивным. Отмечаем, что в работе ГПЭ принимают участие все ключевые государства, занимающиеся активной научно-исследовательской и прикладной деятельностью в указанной сфере. Этот форум эффективно выдерживает разумный баланс между гуманитарными озабоченностями и законными оборонными интересами стран в отношении соответствующих систем вооружений. Представляется необходимым продолжить работу в данном формате на основе действующего дискуссионного мандата ГПЭ, согласованной повестки дня и принципа консенсуса.

Отмечаем, что представленный проект резолюции однобоко и безосновательно посвящен исключительно вопросам рисков и вызовов в связи с САС. На предыдущих сессиях ГПЭ по САС был сделан ряд презентаций, в которых на конкретных примерах было убедительно показано, что такие средства играют важную роль при решении задач обороны, борьбы с террористической угрозой, минной опасностью и т.д.

Считаем, что САС могут демонстрировать большую эффективность, чем человек-оператор при решении поставленных задач, сокращать вероятность ошибок. Помимо своих технологических преимуществ, такие вооружения нивелируют риски, обусловленные человеческим фактором. Однако данное понимание не нашло отражение в документе L.56.

Отмечаем также необоснованное выпячивание в проекте роли правочеловеческого и этического аспектов в отношении САС. Нет оснований утверждать, что сами по себе принципы гуманности, требования общественного сознания (например, положенные в основу «оговорки Мартенса»), равно как и правочеловеческий компонент могут рассматриваться в качестве абсолютного и единственного достаточного условия для введения ограничительно-запретительных режимов в отношении конкретных видов вооружений.

Исходим из того, что международное право, в т.ч. МГП, полностью применимо к САС и не нуждается в модернизации или адаптации в связи с их спецификой. Выступаем против разработки любого международного юридически обязывающего инструмента в отношении САС и введения моратория на разработку и использование таких систем и применяемых для их создания технологий.

Наша позиция однозначна – недопустимо размывание деятельности ГПЭ по САС. Проект резолюции L.56 не будет способствовать консолидации международного сообщества, а лишь приведет к фрагментации дискуссии по одной из актуальных тем повестки дня по КВРН. Готовы продолжить рассмотрение модальностей применения существующих международно-правовых ограничений и норм МГП к данным средствам в рамках профильной ГПЭ на площадке КНО. Снятие озабоченностей в отношении т.н. САС лежит в плоскости обеспечения добросовестного выполнения уже действующих обязательств.

Благодарю за внимание.