Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.И.Шабалтаса в Шестом Комитете 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Меры по ликвидации международного терроризма»

Г-жа Председатель,

С сожалением отмечаем, что работа Шестого комитета на направлении борьбы с терроризмом в последние годы идет непросто. На протяжении нескольких сессий нам не удавалось существенно продвинуться в согласовании профильной резолюции и проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. В свою очередь, готовы содействовать возобновлению этих усилий.

С учетом имеющихся ограничений не видим смысла подробно обсуждать влияние коронавируса на борьбу с терроризмом. Наиболее подходящей площадкой для анализа ситуации «на земле» должна стать вторая Конференция глав антитеррористических ведомств. В рамках текущей дискуссии предлагаем сфокусироваться на правовых аспектах антитеррора.

Г-жа Председатель,

Убеждены, что первостепенной задачей на этом направлении является укрепление механизмов судебного сотрудничества, императивом которого должно быть обеспечение неотвратимости наказания террористов. Остается нерешенным целый комплекс проблем, связанных с репатриацией, судебным преследованием, социальной реабилитацией и реинтеграцией иностранных террористов-боевиков (ИТБ) и членов их семей.

Россия продолжит добиваться репатриации оставшихся в Сирии и Ираке боевиков. Нельзя уповать на собственные силы пострадавших государств и уж тем более – делегировать решение этих вопросов незаконным квазигосударственным структурам. Многолетний опыт доказывает, что проблему не решить и путем создания гибридных судов.

Не стоит забывать, что члены семей террористов также могут быть причастны к противоправной деятельности. Когда же речь заходит о невинных детях, оставлять их в лагерях и тюрьмах, особенно в условиях пандемии, абсолютно недопустимо.

В целом же призываем все государства отказаться от попыток перевалить ответственность в борьбе с ИТБ на третьи стороны. Необходимо четко следовать своим международным обязательствам в этой сфере, обеспечивая реализацию принципа «либо выдай, либо суди». Требуется максимально эффективно задействовать договора в сфере взаимной правовой помощи и экстрадиции, а в их отсутствие – сотрудничать на основе принципа взаимности.

Г-жа Председатель,

Отмечаем возросший интерес отдельных государств к теме сбора доказательств преступлений в рамках вооруженных конфликтов. Согласны, что в ряде случаев этот процесс может быть затруднен, однако это не является основанием для повсеместного продвижения практики подключения представителей оборонных ведомств к такой работе.

Во-первых, нахождение вооруженных сил на территории другого государства допустимо только при условии строгого следования нормам международного права. Уважение Устава ООН, в том числе принципов суверенитета и территориальной целостности государств, должно быть обязательным условием. Необходимо явно выраженное согласие принимающего государства на нахождение на его территории военнослужащих другой страны. В противном случае требуется международно-правовой мандат, в частности основанный на решении Совета Безопасности ООН.

Во-вторых, далеко не каждому военнослужащему могут быть делегированы полномочия по сбору, обработке и передаче улик в судебные инстанции. Такие функции должны быть прописаны в мандате военных и полностью соответствовать национальному законодательству. Включение положений о т.н. «военных доказательствах» в антитеррористические резолюции ГА без учета указанных обстоятельств недопустимо.

Г-жа Председатель,

Наша страна регулярно привлекает внимание к очевидным политическим и правовым изъянам концепции «предупреждения насильственного экстремизма». Тем не менее, ее авторы не утруждают себя поиском ответов на поставленные вопросы, продолжая насаждать свой взгляд на истоки экстремизма и методы его профилактики. Существующий правовой режим борьбы с терроризмом целенаправленно подменяется некими правилами, вырабатываемыми в одностороннем порядке.

Российская сторона полностью разделяет озабоченности по поводу роста популярности ультраправых экстремистских течений, в том числе вдохновленных нацистской идеологией. В Генеральной Ассамблее при этом все чаще звучат призывы вплотную заняться проблемой всплеска «ненависти на расовой и этнической почве». В случае выработки коллективных решений по этим темам считаем необходимым ориентироваться, прежде всего, на уже имеющиеся резолюции ГА, в том числе по борьбе с героизацией нацизма.

Г-жа Председатель,

Укрепление центральной координирующей роли ООН в вопросах антитеррора невозможно без поддержки со стороны региональных объединений. Отмечаем неоценимый вклад СНГ, ШОС и ОДКБ в работу на этом направлении. Кроме того, хотели бы обратить внимание на новую антитеррористическую стратегию БРИКС, согласованную в рамках российского председательства в «пятерке». В свою очередь, намерены и впредь содействовать подобным инициативам.

Благодарю за внимание.