Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по Украине
Г-н Председатель,
Хотели бы вначале выразить принципиальное несогласие с подходом председательства к приглашению на сегодняшнее заседание делегаций по правилам 37 и 39. Их набралось целых семь, и все они являются членами НАТО и ЕС. Мы уже неоднократно отмечали, что приглашение такого количества участников, большинство которых руководствуется блоковой дисциплиной, никакой «добавленной стоимости», за редким исключением, в дискуссию не привносит.
Фиксируем негативную тенденцию, когда европейские страны, занимая кресло председателя СБ, обязательно подтягивают на заседания по Украине «массовку», которая друг за другом хором повторяет одни и те же тезисы, причем практически идентичные озвучиваемым представителем ЕС. Все это приводит к серьезному затягиванию заседания, а дискуссия на нем теряет свой оперативный характер и ценность.
Мы категорически против превращения заседаний СБ ООН в лекторий, где избранная группа стран читает остальным нотации, причем не отличающиеся хоть какой-то оригинальностью. Сомневаемся, что представитель Германии сегодня, например, даст пояснения по поводу недавнего заявления своего внешнеполитического ведомства о том, что Германия «негативно оценивает» пасхальное перемирие на Украине и скептически настроена насчет перемирия во время празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Перспектива замирения России и Украины для европейской «партии войны» – как кость в горле.
Сегодняшнее заседание, запрошенное рядом самых упертых европейских спонсоров киевского режима, отражает их страх оказаться не у дел в контексте усилий новой американской администрации по поиску долгосрочного решения украинского кризиса. Отсюда – стремление подорвать этот процесс и вернуть Украине Зеленского изрядно потускневший за последние месяцы с учетом получивших огласку новых моментов образ жертвы.
Этому, по всей видимости, призваны способствовать чуть ли не ежедневно распространяемые украинским Постпредством при ООН письма с описанием якобы наносимых Россией ударов по гражданским объектам. Однако подобная практика нагнетания эмоций, на самом деле, играет как раз против Украины, раз за разом продвигающей откровенные фейки, как в случае с гибелью мирных жителей в Кривом Роге и Сумах 4 и 13 апреля, ставшей, как уже неопровержимо доказано, следствием грубейшего нарушения киевским режимом норм международного права. Глубоко разочарованы, что Секретариат ООН устами г-жи Дикарло не только активно подпевает этим фейкам, но и в своих оценках говорит дословными тезисами давно ушедшей байденовской администрации. Тем самым Секретариат фактически становится на ту сторону – на сторону «партии войны», грубо нарушая предписанную ст. 100 Устава ООН обязанность соблюдать беспристрастность. Такой подход подрывает доверие не только к любым умозаключениям Секретариата по украинскому кризису, но и к утверждениям его руководства о желании играть конструктивную роль в мирном урегулировании.
Подчеркиваем еще раз: российские вооруженные силы наносят удары исключительно по объектам, относящимся к военному потенциалу Украины. Жертвы среди населения возникают из-за преднамеренного размещения украинской ПВО в густонаселенных районах городов и ее ненадлежащей работы, а также из-за использования собственных граждан в качестве живого щита. Спецоперация продолжается, и удары 18 апреля, послужившие формальным поводом для созыва заседания, были нанесены высокоточным оружием по ключевым производственным площадкам выпуска беспилотных летательных аппаратов и объектам инфраструктуры военных аэродромов Украины. Все эти цели достигнуты, и Киев об этом прекрасно знает.
Поддерживая подобные лицемерные и лживые утверждения киевской клики и пытаясь представить их в качестве истинных, европейские кукловоды режима Зеленского лишь полностью изобличают себя и лишний раз подсвечивают свою избирательную слепоту и вопиющие «двойные стандарты».
Так, у Лондона, Парижа, Брюсселя и их приспешников с августа прошлого года не нашлось ни одного слова осуждения варварского нападения банд Зеленского на прилегающие к границе города, поселки и деревни в Курской области, территория которой была полностью очищена от украинских захватчиков на прошлой неделе. Мы неоднократно приводили леденящие кровь данные о совершенных укрокарателями зверствах в отношении этого мирного российского региона: убийствах и массовых расстрелах, изнасилованиях, пытках, похищениях и повсеместном мародерстве. Проводили неформальные заседания СБ ООН с приглашением свидетелей этих преступлений. Последней в этом ряду стала атака бандеровцев 24 апреля на шедевр деревянного зодчества, храмовый комплекс «Новый Иерусалим» в Белгородской области, приведшая к его уничтожению. Это была действующая церковь, военные цели поблизости отсутствовали. Тем не менее, ВСУ сбрасывали снаряды на святыни, что привело к возгоранию, а затем и на пожарных, мешая им тушить пожар.
Только за неделю c 21 по 27 апреля от обстрелов ВСУ пострадали 98 мирных жителей: 12 человек, в том числе один ребенок, погибли; еще 86 человек, в том числе 4 несовершеннолетних, получили ранения. По гражданским целям были выпущены порядка двух тысяч боеприпасов, в том числе из реактивных систем залпового огня, а также мины, гранаты, артиллерийские снаряды, включая кассетные. Против безоружных гражданских лиц применялись ударные БПЛА и стрелковое оружие. Львиная доля используемых для атак на мирное население вооружений — западного производства.
Однако европейские кураторы Киева тщательно обходят молчанием неудобную для них тему Курской авантюры киевского князька, завершившейся полным разгромом ВСУ, фатальным образом сказавшимся на боеспособности и моральном духе украинской армии.
Самое активное участие в освобождении российской территории принимали подразделения КНДР. При этом Москва и Пхеньян действовали в полном соответствии с международным правом, в частности со ст. 4 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве от 19 июня 2024 г., предусматривающей незамедлительное оказание военной помощи в случае вооруженного нападения на одну из сторон. Мы крайне признательны нашим корейским братьям, их подвиг и отвага навсегда останутся в памяти нашего народа.
Г-н Председатель,
В этих условиях главной задачей европейских сообщников Киева стало, вопреки фактам и здравому смыслу, выпятить якобы имеющееся у главаря киевской клики стремление к миру, которое, по их голословным утверждениям, не разделяет Россия. Сегодня мы услышали множество таких попыток от западных коллег.
Сделать это Лондону, Парижу и Брюсселю становится всё сложнее, как и закамуфлировать всё четче проступающую наружу звериную, человеконенавистническую и нацистскую сущность режима Зеленского.
Россия приоритизирует дипломатию и мирные сценарии разрешения конфликта и раз за разом это доказывает. Так, несмотря на саботаж Киевом 30-дневного моратория на взаимные удары по объектам энергетической инфраструктуры, который ВСУ нарушили более 130 раз, Президент России продемонстрировал жест доброй воли, объявив пасхальное перемирие с 18:00 19 апреля до 00:00 21 апреля. Оно позволило бы украинской стороне не на словах, а на деле показать свою добросовестность в соблюдении взятых на себя обязательств и готовность к миру. Поспешив отказаться от этой инициативы, Зеленский, видимо, под нажимом спонсоров и исходя из имиджевых соображений, вскоре изменил точку зрения и поддержал предложение.
Хотя интенсивность боевых действий по линии фронта была действительно снижена в этот период, Минобороны России зафиксировало 4900 нарушений со стороны ВСУ. В частности, украинские военные продолжали вести артиллерийский огонь и наносить удары с помощью беспилотников не только по позициям наших войск, но и по гражданским объектам в приграничных районах Белгородской, Брянской, Курской областей и Крыма. Россия строго соблюдала режим прекращения огня и оставалась на ранее занятых рубежах и позициях.
Таким образом, Зеленский вновь красноречиво доказал свою недоговороспособность и стремление торпедировать любые мирные процессы. Осознавая своё неминуемое поражение, киевский режим всё больше скатывается к неприкрытым террористическим методам.
Так, 25 апреля, когда спецпосланник Президента Д.Трампа Стивен Уиткофф направлялся на новый раунд переговоров с Президентом В.В.Путиным, было совершено убийство заместителя начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил России Ярослава Москалика. Обвиняемый в преступлении, Игнат Кузин, признал свою вину и сообщил, что был завербован сотрудниками Службы безопасности Украины за денежное вознаграждение. В сентябре прошлого года кураторы поставили ему цель устранить Я.Москалика, и он приступил к выполнению задания. Вчера руководство Украины официально подтвердило свою причастность к этому убийству. А секретарь комитета Рады по безопасности Костенко, комментируя его, заявил, что подобные методы останутся в арсенале украинских спецслужб и после прекращения войны – «в ближайшие 10, 20, 30 лет – сколько потребуется».
Это еще одно доказательство преступной и вероломной природы киевского режима, главарь которого заинтересован исключительно в спасении своей шкуры и в сокрытии совершенных им преступлений против собственного народа. Поэтому он, вопреки чаяниям украинцев, ориентируется на эскалацию конфликта и безответственно отвергает взвешенные мирные предложения США.
Тем не менее, российско-американский диалог продолжается, предстоит обсуждение многих нюансов будущих контуров мирного плана. Мы с самого начала конфликта заявляли о том, что предпочитаем дипломатические методы достижения целей нашей СВО. Поэтому Россия и сегодня настроена на устойчивые и долгосрочные решения, которые устранили бы первопричины конфликта и не дали бы ему возобновиться. В качестве еще одного шага навстречу миру Президент В.В.Путин объявил перемирие с нуля часов с 7 на 8 мая до нуля часов с 10 на 11 мая. Рассчитываем на то, что украинская сторона последует нашему примеру. Подобный шаг мог бы стать прелюдией к прямым мирным переговорам между Россией и Украиной без каких-либо предварительных условий, к которым мы готовы, несмотря на имеющиеся проблемы с легитимностью главы киевского режима.
Г-н Председатель,
Принципиальные подходы нашей страны к урегулированию украинского кризиса были озвучены Президентом России в июне прошлого года. Напомню, речь идет о соблюдении Украиной прав русскоязычного населения, о нейтральном, внеблоковом и безъядерном статусе страны, ее демилитаризации и денацификации, признании статуса Крыма, Севастополя, Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей в соответствии с волей их жителей в качестве субъектов Российской Федерации. Данная позиция прочно опирается на положения Устава ООН и пересмотру не подлежит.
Важно, чтобы это учитывали те, кто действительно хочет помочь найти долгосрочное решение этому спровоцированному Западом кризису. Мы ожидаем от них не пустых деклараций и призывов к перемирию, которые наши европейские коллеги сегодня столь активно озвучивают только потому, что понимают, что в противном случае Украина потерпит сокрушительное поражение. Мы ждем от них чётких и конкретных сигналов в сторону мирного урегулирования. Это в первую очередь касается прекращения поставок вооружений на Украину и готовности убедить Зеленского в неотложной необходимости вступить в конструктивный диалог.
А для этого, хотели бы напомнить, ему необходимо в том числе отменить законодательно закрепленный с его же подачи запрет на прямые переговоры с руководством России. А в более широком плане – реализовать, наконец, данное украинским избирателям еще в 2019 г. обещание вести дело к миру с Россией, соблюдению прав русскоязычного населения своей страны. Да и в целом действовать в ее интересах, а не для выгоды тех, кто хочет использовать Украину исключительно в качестве пешки в геополитической борьбе против России.
Когда Киев и его европейские кураторы поймут это и осознают тупиковость самой идеи продолжения боевых действий, убедятся в том, что альтернатива этому – полный разгром и капитуляция Украины, тогда, наверное, мы и начнем двигаться в правильном направлении.
Благодарю за внимание.