Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова в ходе тематической дискуссии по разделу «Разоруженческий механизм» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Убеждены, что ведущая роль в рассмотрении вопросов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН), равно как и вопросов международного мира и глобальной безопасности, должна принадлежать ООН, как это и задумывалось при учреждении Организации. Задачи укрепления действующих и разработка новых режимов в области контроля над вооружениями должны решаться либо в рамках уже существующих конвенционных механизмов, либо в рамках разоруженческого механизма ООН. Только такой принцип может обеспечить подлинную многосторонность в разоружении и учет интересов безопасности вовлечённых сторон.

Необходимо активизировать поступательную и конструктивную работу всех элементов уникальной разоруженческой «триады» – Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению (КОР), Конференции по разоружению (КР). В этих целях государствам-членам следует строго придерживаться мандатов и правил процедуры данных структур и избегать политизации, наносящей серьезный ущерб поиску консенсусных решений актуальных проблем КВРН.

В данной связи особого внимания мирового сообщества требуют непрекращающиеся попытки западных государств расшатать многосторонние разоруженческие форумы и использовать ООН в угоду собственным узкокорыстным амбициям без учёта интересов остальных государств-членов, прежде всего из числа развивающихся стран. Страны Запада продолжают политизировать деятельность Первого комитета Генассамблеи ООН, КОР и КР. Открыто призывают к ревизии действующей архитектуры КВРН, основанной на нормах и принципах международного права, и её подмене некими необязывающими правилами, рассчитанными на реализацию задач по обеспечению дальнейшего доминирования этой группы государств.

Считаем такие действия абсолютно неприемлемыми, несущими конфронтационный заряд, чреватыми разобщением мирового сообщества, ростом напряжённости, утратой доверия и отвлечением внимания от реальных проблем международной безопасности. Подобные шаги провоцируют дальнейшую эрозию действующей международно-правовой системы в области КВРН, подрывают международную безопасность в целом и делают невозможным любое движение по пути полного и всеобщего разоружения.

Наглядным примером проявления всех вышеперечисленных деструктивных тенденций является деятельность КР. В нарушение мандата Конференции государства Запада используют этот форум для сведения политических счётов, закрепления на разоруженческой площадке своих непрофильных преференций. Предпринимают попытки вбросить на КР вопросы, не относящиеся непосредственно к её мандату и повестке дня.

Причина такого положения дел кроется не в принципах работы КР, а в нежелании западных коллег заниматься реализацией задач, возложенных на данный форум решениями Первой Спецсессии ГА ООН по рассмотрению вопросов разоружения. А именно вести переговоры по выработке международных юридически обязывающих инструментов по контролю над вооружениями и
разоружению. С этим и связана низкая эффективность работы КР.

Г-н Председатель,

Россия продолжит прилагать усилия по повышению эффективности и согласованности действий разоруженческой триады. Важно противостоять любым попыткам ревизии разоруженческого механизма ООН. Работа Первого комитета ГА ООН, КР и КОР должна быть нацелена на результат и осуществляться в полном соответствии с Уставом ООН, другими нормами международного права и определёнными для них полномочиями. Идеи реформирования основополагающих методов работы и правил процедуры разоруженческих форумов ООН представляются контрпродуктивными.

Хотели бы напомнить о сохраняющей актуальность российской инициативе, представленной в марте 2016 г. в целях преодоления двадцатилетнего застоя в переговорной работе КР. Мы возобновляем призыв приступить к разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, которая позволила бы преодолеть стагнацию и запустить переговорный процесс на Конференции в соответствии с имеющимся мандатом. На рабочем столе КР остается и российско-китайский проект договора по предотвращению размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

Убеждены, что Конференция в силу её уникального статуса единого переговорного форума в области разоружения способна внести весомый вклад в нормализацию ситуации в области международной безопасности и способствовать укреплению доверия между государствами.

Благодарю за внимание.