Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Е.А.Скачкова в Шестом комитете 78-й сессии ГА ООН по теме «Доклад Специального комитета по Уставу ООН и усилению роли Организации»

Г-н Председатель,

Российская делегация традиционно принимает самое активное участие в деятельности Специального комитета по Уставу ООН и усилению роли Организации. Мы уделяем самое пристальное внимание обеспечению продуктивного функционирования данного вспомогательного органа, наделенного уникальным мандатом. Уже не первый год мы затрагиваем вопрос о методах работы Спецкомитета и повышении его эффективности. Российская делегация в этом заинтересована и прилагает все необходимые усилия.

К сожалению, множество профильных, юридических инициатив на повестке Спецкомитета из года в год блокируется одними и теми же странами по сугубо политическим мотивам без рассмотрения по существу. Что интересно – делегации, провоцирующие собственными действиями стагнацию в работе Спецкомитета, впоследствии сетуют на его якобы недостаточную эффективность и предлагают сократить продолжительность его сессий, либо вовсе перевести работу на двухгодичную основу. Мы такой подход не одобряем.

Считаем, что лучший способ повысить отдачу от Спецкомитета — перейти, наконец, к предметному обсуждению полезных и актуальных предложений, направленных на решение насущных правовых вопросов деятельности ООН в области мирного урегулирования споров и поддержания международного мира и безопасности.

Среди них несколько российских инициатив, представленных самостоятельно или вместе с другими делегациями. Например, по актуализации «Справочника по мирному разрешению споров между государствами» и созданию на официальном веб-сайте ООН страницы по мирному урегулированию споров между государствами в рамках имеющихся ресурсов.

Особого внимания заслуживает предложение Сирии, касающееся привилегий и иммунитетов представителей государств-членов ООН и злоупотребления своим статусом со стороны государства пребывания. Это особо актуально в условиях, когда государство пребывания грубо и последовательно нарушает свои соответствующие обязательства. Изъятие дипломатической собственности, отказы в выдаче въездных виз делегатам, ограничение передвижения как сотрудников отдельных миссий, так и работающих в ООН международных служащих по признаку гражданства. Речь идет не о двусторонних разногласиях, а о практике, нарушающей права и интересы всемирной Организации в целом. Дискриминация представителей отдельных государств ведет к нарушению основополагающих принципов ООН, таких как суверенное равенство государств и добросовестное выполнение международных обязательств.

Нет сомнений, что в современных реалиях особо актуальна проблематика санкций. Односторонние ограничительные меры по своим масштабам, в том числе и негативным гуманитарным последствиям, могут намного превосходить санкции, налагаемые Советом Безопасности. Важно подчеркнуть, что от неизбирательного характера таких мер зачастую серьезно страдает население третьих стран. Поэтому мы вновь выступаем за начало полноформатной дискуссии по внесенному Ираном предложению о выработке руководящих принципов по способам предотвращения, минимизации и возмещения ущерба от негативного влияния односторонних принудительных мер.

Видим на горизонте множество новых перспективных тем, которые представляют интерес для делегаций. Все они попадают под мандат Спецкомитета. Среди таковых отмечаем проблематику надзора за добросовестным выполнением принятых резолюций СБ ООН, а также борьбу с попытками злоупотребления процедурами международных судов ради достижения сиюминутных политических целей. Спецкомитет обладает не меньшим потенциалом для изучения проблематики произвольного расширения полномочий различных международных структур по расследованию. Не стоит забывать и о насущной проблеме статуса и участия неправительственных организаций в работе органов ООН, количество которых растет в геометрической прогрессии. Несмотря на их самопровозглашенный статус якобы «представителей всего гражданского общества», на практике они выступают проводниками лишь интересов «золотого миллиарда». Логика здесь очень простая: нужно иметь избыточные ресурсы, чтобы конвертировать их во влияние и «лоббизм». Развивающиеся же страны едва ли могут позволить себе такую роскошь, как ничего не производящие и не приносящие прибыли НПО.

Г-н Председатель,

Не можем не отметить наше глубочайшее сожаление, что на прошедшей сессии Спецкомитет вновь стал заложником амбиций отдельных делегаций, которые пытались включить свои политизированные заявления в традиционно нейтральный текст доклада и тем самым второй раз подряд сорвали его принятие. Этот подход нельзя считать добросовестным. Мы ценим время представителей государств – членов и считаем, что политическим дискуссиям нет места ни в Специальном комитете по Уставу ООН, ни в Шестом комитете. Надеемся на конструктивный подход всех участников на следующей сессии Спецкомитета.

Благодарю Вас.