Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу VII «Разоруженческий механизм» в Первом комитете 80-й сессии ГА ООН
Уважаемый г-н Председатель,
Ведущую роль в решении вопросов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН), равно как и обеспечении международного мира и глобальной безопасности, отводим ООН в соответствии с ее Уставом. Задачи укрепления действующих и разработка новых режимов в данной сфере должны решаться либо в рамках уже существующих конвенционных механизмов, либо в рамках разоруженческого механизма ООН. Только такой подход позволит обеспечить подлинную многосторонность в разоружении на основе принципов суверенного равенства государств, уважения их законных интересов, а также обеспечения равной и неделимой безопасности для всех.
Уважаемый г-н Председатель,
В сложившейся обстановке крайне важно активизировать поступательную и конструктивную работу всех элементов уникальной разоруженческой «триады» – Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению (КОР), Конференции по разоружению (КР). В этих целях государствам-членам следует строго придерживаться мандатов и правил процедуры данных структур, вносить на рассмотрение лишь детально проработанные на экспертном уровне предложения и инициативы, которые могут быть одобрены без голосования, а также избегать политизации, наносящей серьезный ущерб такому поиску консенсусных решений актуальных проблем КВРН.
В данной связи особого внимания международного сообщества требует проводимая западными странами линия на использование многосторонних разоруженческих форумов в угоду собственным амбициям без учета интересов остальных государств-членов, прежде всего из числа развивающихся стран. Указанные государства продолжают политизировать деятельность Первого комитета Генассамблеи, КОР и КР. Открыто призывают к ревизии действующей архитектуры КВРН, базирующейся на нормах и принципах международного права, и ее подмене неким «порядком, основанным на правилах», а также необязывающими мерами, рассчитанными на реализацию задач по обеспечению дальнейшего доминирования этой группы государств.
Продвигаются сомнительные инициативы по пересмотру основополагающего принципа консенсуса, в том числе его задействованию лишь для решения содержательных вопросов, тогда как процедурные аспекты могут-де одобряться голосованием. Предпринимаются также попытки навязать понимание данного правила по формуле «консенсус минус один» или даже «минус два» в зависимости от обстоятельств.
Подобные действия абсолютно неприемлемы. Они несут конфронтационный заряд и чреваты разобщением мирового сообщества, ростом напряженности, утратой доверия и отвлечением его внимания от реальных проблем международной безопасности. Такие шаги провоцируют дальнейшую эрозию действующей международно-правовой системы в области КВРН, подрывают международную безопасность в целом и делают невозможным любое движение по пути полного и всеобщего разоружения.
Наглядным примером проявления вышеперечисленных деструктивных тенденций является деятельность КР. В нарушение мандата Конференции государства Запада используют этот форум для сведения политических счетов, закрепления на разоруженческой площадке своих непрофильных и не отвечающих потребностям мирового сообщества преференций. Предпринимают попытки вбросить на КР вопросы, не относящиеся непосредственно к ее мандату и повестке дня, и переформатировать методы работы площадки под свои узкокорыстные интересы. В этом году ряд европейских государств стремился обойти действующие на КР правила процедуры в отношении участия наблюдателей, пробуя представить документы от имени Евросоюза.
Причина такого положения дел кроется не в принципах работы КР, а в нежелании западных коллег заниматься реализацией задач, возложенных на данный форум решениями Первой Спецсессии ГА ООН по рассмотрению вопросов разоружения, а именно – вести переговоры по выработке международных юридически обязывающих инструментов по контролю над вооружениями и разоружению.
Вместе с тем констатируем, что наличие у государств-членов должной политической воли способно обеспечить принятие консенсусных решений в отношении дальнейшей работы элементов разоруженческого механизма ООН. Наглядное подтверждение этого – продолжение предметной работы в КОР в рамках профильных рабочих групп по проблематике ядерного разоружения и нераспространения и новым и новейшим технологиям в контексте международной безопасности.
Со своей стороны, Россия продолжит прилагать усилия по повышению эффективности и согласованности действий разоруженческой триады. Хотели бы напомнить о нашей сохраняющей актуальность инициативе о разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, которая позволила бы преодолеть стагнацию и запустить переговорный процесс на КР в соответствии с имеющимся мандатом. На рабочем столе Конференции остается и российско-китайский проект договора по предотвращению размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Убеждены, что КР в силу её уникального статуса единого переговорного форума в области разоружения способна внести весомый вклад в нормализацию ситуации в области международной безопасности и способствовать укреплению доверия между государствами.
Одновременно хотели бы предостеречь от дублирования в КОР дискуссий по перспективным технологиям, ведущимся на других профильных международных площадках. Обсуждение перспективных технологий в рамках Комиссии должно быть нацелено на поиск новых аспектов, которые следовало бы рассмотреть в данном формате, учитывать интересы всех государств-членов и касаться не только рисков, но и преимуществ, которые эти технологии обеспечивают в контексте КВРН.
Уважаемый г-н Председатель,
В контексте инициативы по реформе «ООН-80» исходим из того, что существующая структура разоруженческой «триады» ООН является оптимальной. Перенос структурных подразделений Секретариата ООН, курирующих вопросы КВРН, из Нью-Йорка в Женеву и Вену стал бы опрометчивым шагом. С финансовой точки зрения выросли бы командировочные расходы в связи с необходимостью для перебазированных в Женеву и Вену сотрудников Управления ООН по вопросам разоружения (УВР) регулярно посещать Нью-Йорк для организации там мероприятий по разоруженческой проблематике, включая сессии Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению, СБ ООН.
Стремление оптимизировать расходы УВР ООН не должно сказаться на качественных параметрах работы вверенных Управлению многосторонних разоруженческих форумов. Крайне контрпродуктивными считаем попытки сокращения времени заседаний или их перевод в виртуальный или гибридный формат. Важным элементом эффективного функционирования указанных площадок должно оставаться полноценное, высококачественное переводческое обеспечение на все официальные языки ООН. Планируемая «реорганизация», предусматривающая, в частности, замену более старших должностей молодыми сотрудниками, способна оказать общее негативное воздействие на совокупный профессиональный потенциал и «институциональную память» УВР.
Уважаемый г-н Председатель,
Убеждены в необходимости консолидации международного сообщества вокруг созидательной, конструктивной повестки дня в целях сохранения и совершенствования действующей системы договорённостей в области КВРН.
Важно противостоять любым попыткам ревизии разоруженческого механизма ООН, под какими бы предлогами она ни предлагалась. Работа Первого комитета ГА ООН, КР и КОР должна быть ориентирована на согласование конкретных содержательных решений и рекомендаций, а также осуществляться в полном соответствии с Уставом ООН, другими нормами международного права и определёнными для них полномочиями. Идеи реформирования основополагающих методов работы и правил процедуры разоруженческих форумов ООН представляются контрпродуктивными.
Благодарю за внимание.