Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина в ходе министерского заседания Комиссии ООН по миростроительству

Уважаемые г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Миростроительное содействие ООН – один из важных инструментов помощи государствам в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления. Систематический обзор этой деятельности имеет особое значение для повышения ее эффективности.

Определяющими условиями для недопущения рецидивов вооруженных конфликтов является закрепление национального примирения и восстановление безопасных условий жизни для всего населения. При этом страны, в недавнем прошлом пережившие вооруженный конфликт, как правило, испытывают острую нехватку людских и институциональных ресурсов для решения указанных задач.

Убеждены, что главная роль в постконфликтном восстановлении должна принадлежать самим затронутым государствам. Вместе с тем считаем, что международное сообщество способно вносить весомый и конструктивный вклад в содействие национальным миростроительным усилиям.

Такая деятельность должна основываться на резолюциях СБ ООН 1645 и 2282, которые зафиксировали своего рода «базовые принципы миростроительства», а именно: согласие принимающего государства, уважение его суверенитета и политической независимости, а также признание национальной ответственности за постановку и выполнение миростроительных задач.

Многие вопросы «раннего миростроительства» также включаются в мандаты операций ООН по поддержанию мира. Выполняя свою главную задачу по содействию продвижению мирных процессов, «голубые каски» вносят важный вклад в создание первичных условий для запуска полноценного восстановления.

Необходимо, чтобы миростроительное содействие по линии ООН было нацелено на наращивание национального потенциала и укрепление самостоятельности постконфликтных государств, а не на подмену их функций. Только такой подход способен обеспечить успех процессов построения устойчивого и стабильного мира.

При разработке программ миростроительного содействия важно не забывать, что страновые ситуации уникальны и единого алгоритма действий быть не может. В каждом конкретном случае важно учитывать национальные политические, социальные, культурные и религиозные особенности. В противном случае есть риск лишь усугубить имеющиеся проблемы.

ООН обладает достаточно широким инструментарием для эффективной реализации комплексного подхода к вопросам миростроительства и сохранения мира. Особое место здесь занимает Комиссия ООН по миростроительству (КМС), которая служит главной площадкой для координации усилий по оказанию помощи постконфликтным странам.

На сегодня потенциал КМС, по нашим оценкам, раскрыт не полностью. Необходимо, чтобы ее деятельность опиралась на вышеупомянутые базовые принципы. Исходим из целесообразности привлечения к участию в заседаниях Комиссии самих постконфликтных стран, которые являются непосредственными бенефициарами ее деятельности.

СБ ООН было бы полезно получать исчерпывающую информацию о миростроительных приоритетах государств на повестке обоих органов. Последовательно выступаем за укрепление взаимодействия Комиссии и Фонда по миростроительству с взаимной увязкой их повесток.

Еще раз подчеркну: только беспристрастный и неполитизированный подход к миростроительству будет способствовать повышению эффективности работы на данном направлении. Лишь в этом случае соответствующее содействие со стороны ООН имеет шансы осуществить качественный скачок и внести зримый вклад в достижение устойчивого мира.

Намерены принимать деятельное участие в предстоящем в 2025 г. обзоре миростроительной архитектуры ООН. Рассчитываем, что этот процесс будет носить конструктивный, объединительный характер и должным образом учитывать подходы всех государств-членов, в том числе Российской Федерации.

Благодарю за внимание.

Видео выступления