Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по теме «Другие виды ОМУ» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Российская Федерация как государство – депозитарий Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) последовательно выполняет все её положения. Конвенция стала первым международным соглашением, поставившим вне закона целую категорию оружия массового уничтожения. Это был значительный шаг вперед в деле продвижения процесса всеобщего и полного разоружения, снизивший угрозу использования биологических агентов в оружейных целях.

Однако даже спустя полвека существования Конвенции говорить о том, что проблема биологического оружия полностью снята с повестки дня мирового сообщества не приходится. В контексте выполнения обязательств КБТО требуют самого пристального внимания вскрывшиеся факты реализации военно-биологической программы на Украине при поддержке Пентагона и аффилированных с ним структур, включая частные компании. Анализ осуществлявшихся в украинских лабораториях проектов позволяет сделать вывод, что в непосредственной близости от территории России велась разработка компонентов биологического оружия.

Для рассмотрения обоснованных вопросов в отношении соблюдения Киевом и Вашингтоном обязательств по КБТО по инициативе России были созваны консультативное совещание по статье V КБТО (Женева, 5 – 9 сентября 2022 г.), а также заседания СБ ООН для рассмотрения российской жалобы и предложения о проведении под эгидой Совета международного расследования по статье VI КБТО (27 октября и 2 ноября 2022 г.). В ходе данных мероприятий, а также на Девятой Обзорной конференции (ОК) КБТО (Женева, 28 ноября 16 декабря 2022 г.) российской стороной были даны необходимые пояснения и представлен огромный массив имеющихся материалов. Однако наши аргументированные вопросы к США и Украине, поддержанные многими государствами, не получили должного ответа, остаются открытыми и требуют решения.

Указанные проблемы появились не на пустом месте. Из-за отсутствия верификационного механизма в рамках Конвенции обязать страны делиться сведениями о военно-биологической деятельности не получается. Поэтому требуются консолидированные усилия мирового сообщества по укреплению режима КБТО. Эффективность Конвенции значительно повысилась бы в случае принятия универсального, юридически обязывающего, недискриминационного протокола, касающегося всех статей Конвенции, с эффективным механизмом проверки. К сожалению, разработку такого инструмента, который позволил бы обеспечить надёжное выполнение КБТО и предотвратил бы её нарушение, с 2001 года блокируют США. Данный факт вкупе с украинским сюжетом лишь усиливает подозрения относительно военно-биологической активности Вашингтона, осуществляемой по всему миру под видом сотрудничества в мирных целях.

Россия намерена продолжать активные шаги по укреплению КБТО в рамках учреждённой решением Девятой ОК КБТО профильной Рабочей группы. Полагаем, что российские инициативы, направленные на реальное укрепление режима Конвенции, полностью соответствуют повестке дня Группы. Речь идёт о создании мобильных медико-биологических отрядов; учреждении научно-консультативного комитета; совершенствовании мер доверия в рамках КБТО путём предоставления государствами-участниками Конвенции информации о военно-биологической деятельности за пределами национальной территории; создании механизма расследования случаев предполагаемых нарушений обязательств в рамках КБТО.

При этом предложение по статье VI КБТО никоим образом не ставит под сомнение независимый статус Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия (МГС). Наоборот, данные международные инструменты могли бы дополнять друг друга в контексте применения КБТО и Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

Убеждены в необходимости активизации усилий мирового сообщества по укреплению экспертного и технического потенциала МГС. Особого внимания заслуживают основные принципы и процедуры Механизма, которые за исключением технических приложений (точечно скорректированы в 2007 г.) не обновлялись с момента их одобрения резолюцией ГА ООН 45/57С от 4 декабря 1990 г. Будучи разработанными более 30 лет назад, они не вполне соответствуют современным реалиям в области химической и биологической безопасности. Появились новые вызовы и угрозы, а также целый ряд технических и методических новаций, которые могли бы способствовать повышению эффективности МГС.

В целях содействия реализации данной цели Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров направил 14 июня с.г. Генеральному секретарю ООН А.Гутеррешу послание с призывом организовать обзор действующих принципов и процедур МГС на предмет их обновления. Целая группа стран поддержала идею, ряд государств передал аналогичные обращения Генсекретарю ООН. Рассчитываем, что А.Гутерреш безотлагательно приступит к соответствующему обзору с помощью экспертов-консультантов и с учётом предложений государств-членов. Готовы внести самый активный вклад в данную работу.

Г-н Председатель,

Российская Федерация, будучи одним из основоположников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО), заинтересована в успешном функционировании ОЗХО как одного из важнейших элементов международной системы разоружения и нераспространения ОМУ. Мы не только не устаем об этом говорить, но и подтверждаем наши слова на деле. Так, в 2017 году Россия ликвидировала национальный химарсенал, причем сделала это на три года раньше заявленного срока. В этом году, спустя четверть века существования Организации, последнее государство-обладатель – США – наконец завершило уничтожение объявленных ими запасов химического оружия.

Вместе с тем многое предстоит сделать в целях избавления мира от химической угрозы. Все большее значение в работе ОЗХО приобретают вопросы нераспространения и невоспроизводства химического оружия. Особую актуальность имеет проблема «химического терроризма» на Ближнем Востоке, грозящая выйти за пределы данного региона. Сохраняется высокий риск провокаций со стороны неонацистских вооруженных формирований на Украине, в том числе при непосредственном участии зарубежных спецслужб и частных военных компаний, на объектах химической промышленности.

Безудержная политизация работы ОЗХО евроатлантическими союзниками во главе с США не позволяет Организации адекватно реагировать на новые вызовы, разрушает ее целостность и ведет к подрыву основ Конвенции. Попытки стран Запада превратить сугубо техническую по своей природе ОЗХО в некое подобие судебной инстанции по отношению к неугодным им странам уже привели к глубокому расколу среди государств-членов. В результате такой деструктивной политики Пятая конференция по рассмотрению действия КЗХО в мае с.г. не смогла выработать рекомендации по ее будущей деятельности.

Нездоровая ситуация в ОЗХО негативно сказывается и на работе других международных структур. Беспочвенные обвинения в адрес ответственных государств-участников КЗХО на регулярной основе звучат на заседаниях СБ ООН, находят отражение в проектах документов Генассамблеи. Считаем такое положение дел категорически неприемлемым. Намерены и впредь предпринимать совместно с нашими партнерами и единомышленниками максимум усилий для достижения консенсуса по всем вопросам повестки дня ОЗХО и восстановления авторитета этой международной структуры.

Благодарю за внимание.