Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи по мотивам голосования по мальтийскому проекту резолюции СБ ООН по Ближнему Востоку, включая палестинский вопрос
Г-н Председатель,
Российская Федерация воздержалась при голосовании по предложенному Мальтой проекту резолюции. Мы не могли не отреагировать на призывы, в том числе от стран региона, к СБ ООН принять хоть какой-то гуманитарный продукт. Это единственная причина, из-за которой мы закрыли глаза на все многочисленные недостатки текста, главный из которых – отсутствие призыва к немедленному прекращению огня. Это было и остается императивом. Любые гуманитарные действия требуют немедленного прекращения боевых действий. Под огнем невозможно расчищать завалы и эвакуировать людей, невозможно завозить столь остро необходимое топливо, без которого в больницах Газы вот-вот истощатся запасы электроэнергии. Кроме того, без поставок топлива уже в ближайшие часы (а по прогнозам БАПОР – 16 ноября) жители анклава окажутся без какой-либо связи, без интернета, в полной изоляции от внешнего мира. Мы вообще не будем знать, что там происходит. Сектор Газа полностью погрузится во тьму и хаос, будет нарушена координация между экстренными службами.
В этот момент, пока делегации в СБ упражняются в красноречии, израильская армия штурмует больницу «Аш-Шифа», бомбит школы БАПОР, поступают тревожные сведения о расстрелах медперсонала, разрушении складов с медицинским оборудованием и медикаментами.
Хочу еще раз подчеркнуть: гумпаузы не являются и не могут являться заменой режиму прекращения огня и даже перемирию. Это лишь кратковременная пауза, после которой военные действия возобновляются с новой силой. То есть люди, которых удаcтся эвакуировать, попадут под новые бомбардировки, продолжится разрушение гражданских объектов, будут новые и новые жертвы.
Обращаю ваше внимание, что буквально сегодня миссия Палестины распространила в Совете Безопасности письмо с требованием немедленного прекращения огня.
Г-н Председатель,
С самого начала нынешнего обострения в зоне палестино-израильского конфликта делегация США саботировала любые попытки выработать сбалансированный и деполитизированный документ, нацеленный на принятие реальных и неотложных мер по деэскалации обстановки. Наши американские коллеги по Совету оправдывали коллективное наказание и уничтожение палестинцев, прежде всего гражданского населения, прикрываясь лозунгами о борьбе с терроризмом и правом Израиля на самооборону, фактически парализовав работу главного органа ООН по поддержанию международных мира и безопасности. Вашингтон последовательно отвергал проекты резолюций с требованием по гуманитарному прекращению огня.
Моя американская коллега только что сокрушалась, что Совет не может осудить действия ХАМАС 7 октября. Критиковала тех, кто этому мешает. Хотел бы посоветовать ей вспомнить последовательность событий. Ведь именно США 18 октября заветировали проект резолюции Бразилии, осуждавший эту акцию. Россия и Великобритания тогда воздержались, остальные – проголосовали «за». Поэтому, пенять здесь США могут только на себя.
Сожалеем, что под давлением Вашингтона «язык» резолюции оказался выхолощен – Совет даже не требует от сторон введения гумпауз, а только призывает, что является насмешкой над прерогативой Совета. Коллеги, это просто позор, что Совет, обладающий уникальный мощным инструментарием, в том числе по главе 7 Устава ООН, смог выдавить из себя только такой слабый призыв. Как говорится в поговорке, «гора родила мышь».
О гуманитарном прекращении огня в один голос уже которую неделю просят все представители ооновских гумагентств и сам Генсекретарь. Именно с этой целью мы предложили соответствующую поправку к проекту. Глубоко разочарованы, что она не прошла. Некоторых не заботит эффективность реакции Совета, главное – показать, что Совет, дескать, принял «что-то гуманитарное».
У нас есть самые серьезные опасения, что положения резолюции не будут реализованы «на земле». Кто будет давать согласие на гуманитарные паузы? Кто их будет мониторить и верифицировать и каковы будут последствия их несоблюдения? Поэтому принятый документ не будет способствовать выходу из гуманитарного кризиса, в котором находится сектор Газа и его население. Рассчитываем, что Генсекретарь на ближайшем заседании СБ по ближневосточному урегулированию отчитается о выполнении данной резолюции и как можно скорее представит Совету варианты создания механизмов международного мониторинга за этим процессом. Совету необходимо определиться с дальнейшими действиями – каких наблюдателей направить в зону конфликта, какой ооновский контингент будет к этому привлекаться. Мы будем за этим внимательно следить и не позволим замотать этот вопрос.
Но приоритетом остается принятие полноценного, сильного продукта Совета с однозначным призывом к немедленному прекращению огня. Рассчитываем, что работа над ним начнется уже в ближайшее время.
Благодарю за внимание.