Выступление Директора ДМПЧ МИД России, Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Г.Е.Лукьянцева в ходе общих прений ГА ООН по пункту 66 повестки дня «Доклад Совета по правам человека»
Г-н Председатель,
С подачи государств коллективного Запада деятельность Совета ООН по правам человека (СПЧ) является крайне политизированной и конфронтационной. Уже давно стало «нормальной» практикой ужесточение тона обсуждения правозащитных ситуаций в отдельных государствах и расширение круга «проштрафившихся» правительств. Как на дрожжах растет число принимаемых страновых резолюций и, соответственно, специальных докладчиков и комиссий по расследованию. Все это сокращает возможности для установления какого-либо диалога между государствами.
Одновременно вынуждены констатировать негативную тенденцию к произвольному расширению мандата СПЧ за счет насыщения его работы откровенно непрофильными сюжетами, такими как климатическая и природоохранная проблематика, новые информационно-коммуникационные технологии, включая искусственный интеллект, вопросы борьбы с наркотиками, противопехотных мин и пр. При этом игнорируется тот факт, что у Совета нет ни мандата, ни соответствующей компетенции, ни экспертных знаний в данной области.
Вызывают озабоченность неправомерные попытки использовать площадку СПЧ для создания новых правозащитных норм. Представляется очевидным, что подобная нормотворческая деятельность должна вестись в широком межправительственном формате при участии всех государств-членов ООН, а не во вспомогательном органе ООН ограниченного состава. Однако имеющие в Совете численное преимущество страны Коллективного Запада в комфортных для них условиях продолжают закреплять через резолюции СПЧ свою однобокую интерпретацию правозащитных норм и создание новых. К сожалению, перспектив по выправлению этой ситуации пока не просматривается.
Исходим из того, что существующий и признаваемый на международном уровне в соответствующих правозащитных договорах набор прав человека и основополагающих свобод, а также их охват по своей природе универсальны и достаточны даже в современных реалиях.
Г-н Председатель,
С сожалением приходится констатировать, что прошедший год также не привнес положительной динамики в работу Совета и не содействовал укреплению диалога международного правозащитного сообщества, а значит – Совет не смог внести какого-либо существенного вклада в улучшение ситуации с правами человека как в мире, так и в отдельных странах.
Таким образом, Совет не справился с возложенными на него полномочиями. Считаем, что такая ситуация недопустима, а ее исправление требует от нас, государств, доброй политической воли и неподдельного желания оказать содействие тем, кто реально в нем нуждается.
За последний годы под нажимом стран Запада Совет принял целый ряд откровенно политических резолюций.
В частности, уже несколько лет подряд по инициативе стран-членов Евросоюза в Совете принимаются проекты резолюции «Ситуация в области прав человека в Российской Федерации».
Тексты таких документов преимущественно построены на уже известных инсинуациях Запада о «преследовании» в нашей стране представителей гражданского общества, «активистов и правозащитников», а также секс-меньшинств. Перечисленные «озабоченности» не только не отражают реальное положение дел, но и никоим образом не могут служить основанием для создания поста спецдокладчика СПЧ по России – именно это является конечным продуктом антироссийского документа.
Вместе с тем, ничего общего с заботой о правах человека в целом и россиян, в частности, эта инициатива не имеет. Речь идет о попытке создания еще одного рычага политического давления на Россию на правозащитном направлении. Рассматриваем подобные инициативы в качестве попытки наказать нашу страну за проведение суверенного курса. Россия решительно отвергает содержащиеся в подобных документах обвинения и продолжит игнорировать в этом отношении учрежденный спецмеханизм СПЧ.
Представляется чрезвычайно важным, что мы никогда не уклонялись от обсуждения самых острых правозащитных вопросов, в том числе в рамках взаимодействия со специальными процедурами СПЧ и договорными органами. Наша аргументация по проблемам, упоминаемым в подобных политически ангажированных резолюциях, хорошо известна и отражена во многих докладах и документах.
Очевидно, что Запад продолжает прилагать все усилия для доминирования на правозащитном направлении деятельности ООН. Его цель – трансформировать СПЧ в закрытый клуб так называемых настоящих демократий, призванный устанавливать для остального мира правила игры, нарушения которых будут безжалостно караться.
Не сомневаемся в разрушительном потенциале этого конфронтационного и однобокого решения для всего правозащитного направления деятельности ООН.
Вместе с тем, мы продолжим отстаивать свои приоритеты в СПЧ, главным из которых было и остается укрепление конструктивного равноправного международного диалога по вопросам поощрения и защиты прав человека. Убеждены, что основная задача Совета состоит в обеспечении приверженности общечеловеческим ценностям, а не сиюминутным конъюнктурным интересам узкого круга западных политических элит.
Г-н Председатель,
Совсем скоро Генеральной Ассамблей ООН предстоит выполнить возложенную на нее задачу обзора статуса Совета ООН по правам человека. Исходим из того, что такой обзор должен касаться строго вопроса о статусе СПЧ, и выполнит его именно Генассамблея ООН, без вмешательства в эту ее компетенцию со стороны других органов системы ООН.
Благодарю Вас.