Выступление представителя Российской Федерации Е.С.Шульгина на заседании Рабочей группы по ревитализации ГА ООН
Уважаемые сокоординаторы,
Признательны вам за созыв сегодняшнего заседания рабочей группы для обсуждения вопросов роли и полномочий Генеральной Ассамблеи ООН. Внимательно заслушали Председателя Ассамблеи Денниса Фрэнсиса.
Россия неизменно выступает за рациональные и реалистичные предложения, которые нацелены на повышение авторитета и эффективности работы ГА. Убеждены, что любые нововведения должны опираться на консенсус и строгое соблюдение схемы распределения прерогатив между главными органами ООН, как это зафиксировано в Уставе.
Приветствуем принятие резолюции Генассамблеи 77/335, которая носит комплексный характер и опирается на широкую поддержку государств-членов. Отмечаем профессионализм, проявленный предыдущими сопредседателями – Постпредами Сальвадора и Австралии, которым удалось на должном уровне провести все запланированные обсуждения, содействовать сближению позиций и довести сложный этап работы до его логического завершения.
Переговоры в очередной раз продемонстрировали, что успех ревитализации Генассамблеи достижим только тогда, когда этот процесс пользуется всеобъемлющим консенсусом. От готовности государств слышать и слушать друг друга будут зависеть результаты и последующих дискуссий.
Неоднократно подчеркивали, что ревитализация не должна означать перераспределение в пользу Генассамблеи полномочий других уставных органов Организации, в том числе Совета Безопасности. В этой связи мы неизменно настаиваем на неукоснительном выполнении соответствующих положений Устава о главной ответственности СБ в деле поддержания международного мира и безопасности. Важно помнить, что в соответствии со статьей 12 Устава ООН Генассамблея «не может давать какие-либо рекомендации», касающиеся вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности. Попытки вносить в ГА решения, выходящие за рамки ее компетенции, лишь вредят работе этого органа и подрывают его авторитет.
Порядок должен соблюдаться и в обратном направлении. Зачастую и Совет Безопасности вторгается в прерогативы Генассамблеи, например посредством внесения на его повестку тематических вопросов «генерического» характера. Весьма настороженно относимся к подобным инициативам, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, фокус внимания Совета уводится от исполнения своих прямых и непосредственных обязанностей. За него их не способен исполнить ни один другой орган. Во-вторых, Совет не в состоянии способствовать качественному и поступательному рассмотрению таких сюжетов, как права человека, гендерное равенство и изменение климата. На это у него попросту нет достаточного экспертного потенциала и полномочий. Очевидно, что подобные вопросы выносятся «на площадку» СБ для привлечения к ним широкого внимания. Однако цена этому – потерянное время, которое можно было бы использовать на согласование документов и разрешение разногласий по вопросам мира и безопасности. Кстати говоря, не в последнюю очередь это приводит к более частому применению права вето.
Что касается вопроса взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, убеждены, что нам следует в первую очередь сосредоточиться на сферах, где не только возможно, но и необходимо реальное сотрудничество. Среди таких примеров – вопросы повышения эффективности ооновского миротворчества и миростроительства. Видим способность СБ и Генассамблеи внести здесь весомый вклад.
Уважаемые сокоординаторы,
Россия поддерживает усилия по совершенствованию модальностей взаимодействия Генассамблеи и ЭКОСОС. В качестве приоритетной задачи рассматриваем обеспечение эффективного и рационального распределения работы в контексте реализации Повестки дня устойчивого развития до 2030 года.
Убеждены, что любые шаги по ревитализации ГА ООН не должны ослаблять потенциал ЭКОСОС как центрального уставного координирующего органа системы развития ООН, важнейшего международного форума для выработки базовых принципов глобального сотрудничества в экономической, социальной, природоохранной и гуманитарной сферах.
Благодарю Вас.