Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.Ю.Кузьменкова по мотивам голосования по проекту резолюции Третьего комитета 76-й сессии ГА ООН «Осуществление Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы путем создания безопасных и благоприятных условий для деятельности правозащитников и обеспечения их защиты, в том числе в контексте восстановления от пандемии КОВИД-19» (A/C.3/76/L. )

Г-н Председатель,

Благодарим делегацию Норвегии за конструктивных подход и стремление учесть в ходе непростых переговоров комментарии и озабоченности России и многих других стран в отношении представленной резолюции, тематика которой по-прежнему вызывает концептуальные разногласия среди различных групп государств.

Несомненно, эффективное взаимодействие государственных органов власти и управления с различными структурами гражданского общества имеет важное значение для построения подлинной демократии и продвижения основных прав и свобод человека. В целом, Россия приветствует внимание правозащитных органов системы ООН к вопросам поддержки законной деятельности тех, кто целенаправленно занимается поощрением и защитой общепризнанных прав человека и основных свобод. Вместе с тем, обращаем внимание, что такая  деятельность должна осуществляться в соответствии с национальным законодательством. Кроме того, как мы уже неоднократно говорили, выделение «правозащитников» в некую особую группу со специальным правовым режимом защиты и создание, таким образом, искусственной иерархии среди институтов гражданского общества не только не соответствует международному праву и принципу недискриминации, но и наносит вред непосредственно самому гражданскому обществу.

Мы присоединяемся к консенсусу по проекту резолюции A/C.3/76/L. Тем не менее, у российской делегации по-прежнему сохраняются претензии к документу, как с точки его соответствия международному праву, так и со стороны предложенного в документе институционального устройства международного режима защиты прав человека с новыми подходам и концепциям авторов проекта резолюции.

Проводимая в данной инициативе линия на создание для отдельной, причем юридически неопределённой группы «правозащитников» некого специального правового режима защиты подрывает целость национальных судебной и правоохранительной систем, ставит под сомнение принципы верховенства закона, а также нарушает международные обязательства государств, закрепленные в международных договорах по правам человека, особенно в части, касающейся недискриминации. Тоже относится и к созданию внутри самой категории «правозащитников» внутренней иерархии. Речь идет о разделении всех, кто занимается защитой прав человека на отдельные подгруппы: молодежь, женщин и т.д.

Российская Федерация ответственно подходит к международному праву, его нормам и принципам, а также к своим международным обязательствам. В этой связи мы дистанцируемся от консенсуса и не считаем себя связанными теми положениями проекта резолюции, где идет речь о специальных режимах защиты правозащитников, расследовании совершенных против них или в отношении тех, кто рядом с ними, правонарушений, или режимах исключения данной группы лиц из общих правил и законодательства, применимых для всех граждан. Речь идет, прежде всего, об оперативных параграфах 12, 16, 18, 20, 23, 27, 28, 29.

Просим занести нашу позицию в протокол заседания.

Благодарю за внимание.