Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.В.Заболоцкой на презентации российского проекта резолюции «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» в Третьем Комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Тематическая дискуссия по киберпреступности, которая состоялась в рамках Третьего комитета Генассамблеи ООН  в соответствии с одобренной в прошлом году мировым сообществом первой резолюцией по этой теме, наглядно продемонстрировала недостаточность предпринимаемых усилий на данном направлении. Мир столкнулся с резким ростом активности киберпреступников и наносимого ими ущерба, который исчисляется триллионами долларов США в год. Так, по оценкам Генерального секретаря ООН А.Гутерреша, которые он озвучил в ходе 27-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена, май 2018 г.), в 2018 г. эта цифра составила 1,5 трлн, долл. США. Прогноз на этот год - 2,5 триллиона.

Ни одна страна мира, вне зависимости от уровня ее технологического развития, не может бороться с этими угрозами  в одиночку и даже группой стран. Во многом это связано с тем, что киберпреступность является транснациональным феноменом и имеет трансграничную природу, против которой региональных мер на сегодняшний день уже недостаточно. Многие страны до сих либо находятся на пути к формированию специализированного законодательства для борьбы с киберкриминалом, либо не имеют его вовсе. Несмотря на масштабы проблемы, международное сообщество не имеет полноценной международно-правовой базы сотрудничества и даже единой терминологии.

В данном контексте становится очевидной необходимость выработки универсального международно-правового механизма в этой области. Идея разработки подобного документа впервые была отражена в итоговой декларации 12-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бразилия, 2010 г.).

Таким инструментом, на наш взгляд, должна стать подготовленная под эгидой ООН Конвенция по противодействию преступлениям в сфере противодействия киберпреступности, которая учитывала бы реалии всех без исключения стран, основывалась на принципах суверенного равенства сторон и невмешательства во внутренние дела государств, была бы лишена недостатков действующих инструментов, доступна для всех стран мира и учитывала современные тенденции для более быстрой и эффективной борьбы с преступностью.

Данный путь от идей к созданию универсальных инструментариев давно отработан. Так, в свое время были заключены Конвенция ООН против коррупции (КПК) и Конвенция ООН транснациональной организованной преступности (КТОП), разработкой которых занимались созданные в этих целях специальные комитеты ООН на базе уже существующих инструментов. Именно такой проверенный путь, который открыт для всех и позволяет учитывать мнение стран-участниц Организации, их опыт и правовые основы, национальную и региональную специфику, мы и предложили в нашем новом проекте резолюции «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях».

Преамбула практически повторяет текст одобренной в прошлом году международным сообществом первой в истории резолюции Генассамблеи ООН по этой теме (№ 73/187 от 17 декабря 2018 г.). Небольшие позитивные дополнения в этом году внесли делегации стран из практически всех регионов мира. За основу постановляющей части предлагаемого проекта взяты уже апробированные решения, как это было с КТОП и КПК, где главной целью ставится создание специального комитета открытого состава по выработке универсального инструментария в этой сфере.

Для определения модальностей работы данной площадки делегациям стран предлагается собраться в 2020 году в Нью-Йорке. Сама работа над текстом проекта конвенции должна начаться в 2021 году, когда истечет действие мандата Межправительственной группы экспертов по киберпреступности в Вене и будут приняты ее итоговые рекомендации, которые, на наш взгляд, должны получить свое отражение в будущем проекте конвенции. При этом оба процесса не будут дополнять работу друг друга.

Так, мандат спецкомитета будет ограничен сугубо разработкой универсального инструмента ООН. Также, на наш взгляд, в основу будущей конвенции должны лечь уже доказавшие свою эффективность действующие инструменты и наилучшие виды практик в борьбе с киберпреступностью. Данная инициатива ни 
в коей мере не создает барьеров для региональных соглашений, включая Будапештскую конвенцию, и национального законодательства, а наоборот расширит арсенал стран в борьбе с киберпреступностью, повысит общемировой потенциал, позволит гармонизировать международное сотрудничество в этой сфере.

Соавторами нашей инициативы уже стали порядка 30 государств. Это показывает высокую потребность в разработке универсальной и доступной каждой стране универсальной конвенции. К сожалению, проблематика противодействия киберпреступности всегда была чрезмерно политизированной и никогда не была компромиссным направлением. Поэтому предлагаем перевести ооновский диалог в сугубо практическую, уголовно-правовую плоскость.

Становится явно, что именно сейчас миру уже недостаточно полумер, а киберпреступники не собираются ждать, поэтому важно сейчас начать работу над созданием универсальных договоренностей в неполитизированном, неконфронтационном и транспарентном ключе.

Призываем государства-члены ООН поддержать эту инициативу и войти в число ее соавторов. Убеждены, что только вместе можно найти верные и взаимовыгодные решения.

Спасибо за внимание.