Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросу о размещении российского ядерного оружия в Белоруссии

Г-н Председатель, 

Благодарим г-жу И.Накамицу за брифинг.

Сегодня мы услышали немало критических замечаний в адрес нашей страны. Общая логика наших бывших западных партнеров о том, что во всех бедах сегодняшнего мира виновата Россия, нас не удивляет. Однако поскольку речь идет о серьезных вопросах, затрагивающих безопасность всей нашей планеты, хотели бы дать пояснения о том, от кого на самом деле исходит угроза миру и стабильности. Нас, кстати, впечатлила ссылка на письмо С.Тихановской, т.н. главы «Объединенного переходного кабинета Беларуси» и т.н. лидера «Демократических сил Беларуси». С таким же успехом мы могли бы сослаться на мнение Х.Гуайдо. Полагаем, что оно прозвучало не менее авторитетно в этом зале.

Г-н Председатель, 

В последние годы глобальная архитектура безопасности подверглась серьезной эрозии. Начатый по инициативе США и их союзников, провозгласивших себя победителями в «холодной войне», процесс слома и демонтажа ключевых договоренностей в области контроля над вооружениями и укрепления доверия носил системный и последовательный характер и не был спровоцирован какими-либо действиями с нашей стороны. Он был продиктован исключительно стремлением США упрочить собственное геополитическое доминирование и помешать объективному процессу становления многополярного мира. Да, мы подтверждаем, что в ядерной войне не может быть победителей, что было зафиксировано в совместном заявлении лидеров России и США, однако мы напомним о динамике и судьбе договоров в области стратегической стабильности.

В 2003 г. Вашингтон в одностороннем порядке прекратил действие советско-американского Договора по противоракетной обороне. Аналогичная судьба была уготована и другим важнейшим стратегическим договоренностям. В 2019 году именно США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), а не Россия, как нам сегодня лживо утверждал представитель США. Поднимите заявления того времени, они не оставляют сомнений в том, кто был инициатором выхода из ДРСМД. Если в США об этом забыли, мы можем напомнить о последовательности шагов, а также о том, кто был инициатором развала этого договора. 

Взятый Вашингтоном курс на разрушение Договора по открытому небу (ДОН) завершился односторонним выходом из него США в 2020 году. США последовательно нарушали положения Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), в связи с чем Россией было принято решение о приостановлении действия Договора 21 февраля этого года. Не остановила Вашингтон от подрыва важнейших договоренностей по иранской ядерной программе и резолюция СБ ООН 2231 в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий, из которого США вышли в одностороннем порядке в 2018 году. Применительно к международным договоренностям в сфере нераспространения ОМУ напомним также, что США отказались от ратификации ДВЗЯИ, до сих пор не выполнили своих обязательств в рамках КЗХО, а также блокируют укрепление режима КБТО, препятствуя принятию юридически обязывающего протокола с эффективным механизмом проверки. 

Что же касается европейского континента, то еще в начале 2000-х гг. США отказались ратифицировать Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), разрушив тем самым фундамент общеевропейской безопасности и предсказуемости в военной сфере. Напомним, что в 1999 г. была подписана Хартия европейской безопасности, закрепившей принцип неделимой безопасности и обязательство не укреплять свою безопасность за счет других. Однако последующее расширение НАТО на Восток, включение в натовскую орбиту стран Восточной Европы «поставили крест» на этом принципе. Наконец, хотели бы также напомнить присутствующим о том, что в 2021 году нами был инициирован российско-американский комплексный диалог по стратегической стабильности, в ходе которого предполагалось рассмотреть все вопросы в области безопасности, и определить возможные пути их урегулирования политико-дипломатическими методами, включая механизмы контроля над вооружениями. Однако наши предложения на этот счет были американцами отвергнуты. Аналогичная судьба постигла и российские предложения относительно выстраивания европейской архитектуры безопасности в полном соответствии с подтвержденными в рамках ОБСЕ принципами. Последовавшие же откровения западных политиков о том, что они никогда и не планировали выстраивать равноправное партнерство с нашей страной, прямо свидетельствуют об истинной природе данных ими тогда обещаний.

Г-н Председатель,

Объективных причин для созыва сегодняшнего заседания, тем более по инициативе США, не видим. Россия в 1990-е годы предприняла все усилия для вывода ядерных вооружений из стран бывшего СССР на свою территорию. Мы неоднократно призывали американцев поступить аналогичным образом – отказаться от мышления времен холодной войны и вернуть все ядерное оружие США на национальную территорию, о чем, кстати, также говорится в совместном заявлении лидеров Китая и России, на которое сегодня охотно ссылались ряд делегаций. Мы также призывали ликвидировать соответствующую инфраструктуру в Европе и прекратить практику многолетних нарушений США и другими участниками НАТО ДНЯО за счет проведения т.н. «совместных ядерных миссий». Мы не раз публично говорили, что подобная практика не совместима ни с буквой, ни с духом Договора о нераспространении ядерного оружия, призывали страны НАТО привести свою политику в соответствие с принятыми обязательствами. Напомним, что в соответствии со ст.1 ДНЯО его государства-участники, обладающие ядерным оружием, «обязались не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно». В свою очередь неядерные страны, в соответствии со ст.2 Договора, взяли обязательства не принимать от кого бы то ни было передачу такого контроля ни прямо, ни косвенно. 

Мы в свою очередь выстраиваем взаимодействие с Белоруссией, не нарушая своих международных обязательств по нераспространению ядерного оружия. Президент В.В.Путин прямо указал на то, что мы ядерное оружие не передаем. Речь идет о передаче Республике Беларусь оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер-М», переоборудовании самолетов белорусских ВВС и обучении экипажей, строительстве специального хранилища для тактического ядерного оружия на территории Белоруссии, которое будет находиться под контролем России.

По различным оценкам, в рамках сотрудничества стран НАТО в Европе в ядерной сфере уже может быть размещено около 100-150 американских тактических ядерных бомб. Причем модернизация как этих запасов, так и потенциальных носителей ядерного оружия лишь набирает обороты. Точное местонахождение американского ядерного оружия не раскрывается. Имеются сведения о том, что оно развернуто в Нидерландах, Бельгии, Италии, Германии и Турции, однако не стоит забывать и о наследии «холодной войны» – соответствующие хранилища размещены на территории и других государств, например, Греции. В последние годы были слышны призывы к расширению географии мест хранения американского ядерного оружия в Европе в направлении границ Союзного государства России и Белоруссии. Напомним, что еще в октябре прошлого года руководство Польши публично сообщало, что договаривается об участии этой страны в «совместных ядерных миссиях».

Г-н Председатель,

На фоне открыто декларируемого НАТО стремления нанести России «стратегическое поражение», очевидно, что такие действия требуют от нас принятия всех необходимых ответных шагов, в том числе в военной сфере, для обеспечения безопасности Союзного государства России и Белоруссии. Именно в этом направлении идут озвученные Президентом России меры, которые так напугали режим Зеленского и его западных спонсоров. Или вы всерьез рассчитывали на то, что мы не будем должным образом реагировать на ваши провокационные и агрессивные действия? 

Озабоченность глобальной стабильностью со стороны западных стран выглядит крайне лицемерно и на фоне проводимой ими провокационной деятельности вне Европы. Многочисленные вопросы, причем не только у нас, но и у других государств, вызывает создание т.н. партнерства США, Великобритании и Австралии по безопасности “AUKUS” и анонсированные планы по строительству в его рамках атомных подводных лодок. Как мы не раз отмечали, создание этого блока в целом провоцирует напряженность, подрывает усилия по поддержанию мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формирует предпосылки к началу нового витка гонки вооружений. Однако американцев и их союзников, как мы знаем, подобные соображения никогда не останавливали, их волнует только сохранение собственного геополитического превосходства.

Впрочем, подобное двуличие нас уже давно не удивляет. Украинский кризис наглядно его продемонстрировал, причем интересы самих украинцев западные страны никогда не принимали во внимание. Недавний вопиющий пример – решение Лондона о поставках Киеву бронебойных снарядов с обедненным ураном. Всем нам доподлинно известно о тяжелейших последствиях применения подобных токсичных боеприпасов для тех районов, где они использовались. Их в полной мере ощутили на себе жертвы вторжения западных государств в Югославию и Ирак, причем отголоски использования там этих боеприпасов ощущаются до сих пор. Казалось бы, киевский режим, который якобы радеет за простых украинцев, сам должен был решительно отказаться от подобного «подарка», дабы не подвергать опасности гражданское население и избежать будущего заражения земель. Представитель США провел логическую цепочку о том, что русские танки не столкнулись бы со снарядами с обедненным ураном, если бы Россия не начала, как он выразился, «агрессию против Украины». Я бы хотел развить эту цепочку. Российские танки не оказались бы на Украине, а украинские солдаты не погибали бы за чужие, чуждые им, геополитические интересы, если бы США и их союзники не осуществили антиконституционный госпереворот в Киеве в 2014 г., не привели к власти на Украине русофобов, националистов и нацистов, не вооружали их, не готовили бы их к войне против России под прикрытием Минских соглашений, не покрывали их преступления против русскоязычного населения Востока и Юга Украины. И на Украине уже давно был бы мир, если бы США и их союзники не накачивали киевский режим оружием и не заставляли бы его бросать тысячи новых призывников в бессмысленную мясорубку. Единственная цель, которой пытаются оправдать выделенные Украине средства в глазах западной общественности. Такая цепочка будет более верна.

Однако о человеконенавистнической и раболепной по отношению к Западу природе нынешних киевских властей, которые на протяжении многих лет обстреливали гражданское население Донбасса и продолжают применять западное оружие против его мирных граждан, нам давно известно. Безразличие к собственному населению и европейским соседям в полной мере проявилось в ситуации вокруг Запорожской АЭС, которую ВСУ неоднократно обстреливали, невзирая на риски полномасштабной катастрофы на крупнейшей атомной станции в Европе. Западным странам обо всем этом тоже хорошо известно, только они об этом лицемерно молчат. Пожалуй, апофеозом их лицемерия можно назвать попытки выставить себя поборниками мира на фоне непрекращающейся подпитки киевского режима оружием и звучащих из Вашингтона и европейских столиц заявлений о недопустимости прекращения огня на Украине. Они – напомню – были сделаны в качестве реакции на последние международные инициативы по урегулированию ситуации, которые Россия как раз приветствует. Речь, правда, не идет о т.н. «мирном плане Зеленского». 

Беспринципность и непоследовательность коллективного Запада применительно как к ситуации на Украине, так и к другим международным проблемам наглядно иллюстрирует всю суть т.н. «порядка, основанного на правилах», не имеющего никакого отношения к международному праву. Западные страны таким образом попросту пытаются навязать остальному миру собственные, выгодные лишь им правила, чтобы затем требовать от других государств их неукоснительного соблюдения. Сами же они себя связанными какими бы то ни было обязательствами, понятное дело, не считают. Подобные по своей сути неоколониальные  установки, направленные на обеспечение любой ценой процветания т.н. «золотого миллиарда» ни нас, ни наших коллег из развивающихся государств, не могут ввести в заблуждение. Они так же лживы и неубедительны, как и попытки перевалить на Россию вину за подрыв стратегической стабильности. Чем раньше коллективный Запад поймет это и настроится на серьезный диалог о равноправных принципах глобальной и европейской неделимой безопасности, тем больше шансов у нас избежать новых острых проблем и кризисов.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления

 

Ответное слово:

Г-н Председатель,

Мы не намерены превращать сегодняшнее заседание в диалог между Россией и США, но я хотел бы сказать несколько вещей. 

Во-первых, я хотел бы поблагодарить представителя США, что он, в отличии от сказанного в своем выступлении, признал, что это именно США вышли в 2019 г. из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это факт, который мы сейчас услышали. Мы направим письмо членам Совета Безопасности и опишем там последовательность шагов, которые происходили тогда, кто сделал что, кто был инициатором и на каких основаниях. Хочу лишь только процитировать следующее: «23 января 2019 г. Минобороны и МИД РФ пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые были раскрыты некоторые тактико-технические характеристики крылатой ракеты наземного базирования 9М729, продемонстрирована пусковая установка и транспортно-пусковой контейнер. Представители США и военные целого ряда других стран-членов НАТО и ЕС приглашение проигнорировали. Официальный представитель посольства США в РФ Андреа Калан сообщила российскому новостному агенству «Интерфакс»: «США и большинство наших союзников по НАТО отказались от посещения этого брифинга, в котором все мы увидели лишь очередную попытку скрыть нарушение и создать видимость транспарентности». 1 февраля 2019 года Президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора».

Во-вторых, я бы хотел задать американскому коллеге простой вопрос: может ли он подтвердить или опровергнуть, что американское ядерное оружие находится не только на национальной территории США, но и на территории Европы? Может быть он решится ответить на этот вопрос в этом зале?

Благодарю Вас.

 

Видео ответного слова