Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Е.С.Шульгина на неофициальном заседании ГА ООН по вопросу о справедливом представительстве в СБ ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Признательны за созыв сегодняшнего заседания для обсуждения пяти тематических кластеров по реформированию Совета Безопасности ООН. Вчера мы завершили обсуждение имеющихся «моделей» потенциально обновленного Совета. В результате выявились как элементы совпадения позиций, так и остающиеся существенные различия в подходах. Все это необходимо учитывать при поиске универсального решения. 

При этом рассмотрение «моделей» должно нести вспомогательную функцию. Главным же фактором эффективности нашей работы является сближение подходов именно по кластерам. Наработки в данной области в конечном счете послужат основой для подготовки единого переговорного документа. Пока условий для перехода к этому этапу мы не видим и обсуждение «моделей» лишь укрепило нас в этом понимании. Государствам-членам необходимо сосредоточиться на кропотливом поиске объединительных элементов в рамках МПП без установления произвольных графиков и навязывания предопределенных модальностей. 

Нельзя забывать, что итоговое решение должно пользоваться максимально широкой поддержкой, а в идеале – консенсусом. В противном случае мы либо не сможем добиться ратификации соответствующих изменений в Устав ООН на национальном уровне, либо столкнемся с необходимостью исправлять ошибки и начинать всё сначала. Представьте, какой урон репутации ООН нанесет подобное развитие событий.

По существу вопроса хотели бы отметить следующее. Россия последовательно выступает за расширение представленности в СБ развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это понимание, насколько мы можем судить, имеет широкую поддержку. Именно эти регионы во всем их многообразии представляют собой мировое большинство, хотя в Совете по ряду исторических причин они большинством не являются. Сохранение статус-кво, который характеризуется очевидной перепредставленностью западных стран в СБ, с каждым годом замедляет процесс укрепления многополярного мира. В наших силах это исправить.

Сегодня много говорится об исторической несправедливости в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствуют ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. Россия с этим тезисом всецело согласна. Особую актуальность ему придает то, что более 70% вопросов, находящихся в повестке дня СБ, имеют прямое отношение к Африке. Однако в погоне за расширением представленности в СБ наших африканских, азиатских и латиноамериканских коллег нельзя упускать из вида задачу сохранения эффективности работы Совета. Для этого принципиально важно обеспечить компактный состав органа, максимум – в количестве чуть более двадцати членов. В противном случае реформированный Совет на деле может оказаться нежизнеспособным.

Готовы к предметному учету мнений всех государств по совершенствованию рабочих методов Совета. Однако ведущая роль в этом процессе должна оставаться за самим СБ. Продолжим уделять этому вопросу особое внимание, в т.ч. в ходе регулярных обсуждений в рамках Неформальной рабочей группы СБ по документации и другим процедурным вопросам.

Приоритетом для нашей страны является неприкосновенность полномочий нынешних постоянных членов, включая право вето. Многие сегодня ставят эту прерогативу под сомнение и рассматривают чуть ли не как главное препятствие работе Совета. Такое мнение – это грубое упрощение коренных причин раскола в Совете. Вето является «краеугольным камнем» всей архитектуры ООН, который препятствует продвижению в СБ односторонних подходов и побуждает постоянных членов искать компромиссы для выработки действенных и жизнеспособных решений. Без него лишилась бы устойчивости вся конструкция, а Совет превратился бы в орган, штампующий решения и уязвимый перед попытками навязывания односторонних подходов.

В вопросе отношений между Советом Безопасности и Генассамблеей исходим из необходимости строгого разделения труда между этими двумя главными органами Организации, как это предусмотрено Уставом ООН. Убеждены, что все пять аспектов реформы должны обсуждаться в неразрывной связке. Любые попытки «выдернуть» отдельные кластеры чреваты размыванием «пакетного подхода», лежащего в основе переговоров.

Уважаемые сокоординаторы,

Уверены, что дальнейшее продвижение на переговорном треке зависит прежде всего от политической воли всех членов ООН по сближению подходов и их готовности выйти на разумный компромисс, все возможности для этого есть. 

Благодарю Вас.

Видео выступления