Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН о ситуации в суданском Эль-Фашере

Г-н Председатель,

Россия воздержалась при голосовании по подготовленному Великобританией проекту резолюции СБ о ситуации вокруг суданского Эль-Фашера. 

Хотя британские авторы предприняли определенные усилия по работе над текстом, особенно в части перемещения на финальном этапе запятых, добиться консенсусного исхода голосования по предложенному ими документу было попросту невозможно, поскольку сам продукт оторван от реальности «на земле», игнорирует принципиальные замечания самих суданцев, озвученные в том числе через «Афротройку». 

Изначально «продукт» подавался как попытка оперативно отреагировать на события вокруг столицы Северного Дарфура г.Эль-Фашер и призвать СБР прекратить его осаду. Однако с момента первого обсуждения текста прошло более двух недель. За это время стараниями наших западных коллег он претерпел серьезные изменения, и теперь уже ситуация в Эль-Фашере остается не более чем предлогом. Сложно определить, какие именно цели преследует данная резолюция на самом деле, помимо очевидного желания сохранить пригляд ООН за развитием ситуации и продвинуть сомнительные с точки уважения суверенитета и единства страны решения. 

Не можем согласиться с предлагаемым призывом ко всем суданским сторонам обеспечить свободный гумдоступ, включая трансграничные поставки. Обращаем внимание членов Совета на то, что вопрос контроля национальных границ и пропуска через них любых грузов является суверенным делом действующих властей. Любая же попытка насаждать искусственные изъятия из этого непреложного принципа, а тем более делегировать полномочия негосударственным акторам, является грубейшим посягательством на суверенитет и территориальную целостность страны. Подчеркну - никаких трансграничных поставок гумпомощи без согласия официальных властей Судана быть не должно и не будет. Призываем гуманитарное крыло ООН строго руководствоваться имеющимися на этот счет Руководящими принципами. 

Призываем отдельных членов Совета перестать прикрываться благими намерениями по обеспечению гумдоступа в Судан. Очевидно, что это делается ими для продвижения собственной, далеко не конструктивной повестки. Как показывает опыт некоторых из стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива, поставки крупных партий гумгрузов в Судан в нынешних условиях вполне возможны и успешно осуществляются. Вопрос лишь в готовности западных коллег последовать этому положительному примеру и начать взаимодействовать с суданскими властями. Одновременно рассчитываем, что Порт-Судан сможет представить свои соображения относительно устраивающих его модальностей расширения гумдоступа. 

Нам непонятно стремление ряда делегаций предусмотреть подготовку новых докладов по Судану, пусть и инкорпорированных в отчетность по резолюции СБ 2715 (2023). Неоднократно отмечали – ооновцев, способных их подготовить, «на земле» нет, поэтому то, что они пишут дистанционно, не может объективно отражать картину происходящего в стране. 

Не склонны излишне драматизировать проблему голода в Судане. Согласны, что страна сталкивается с серьезными вызовами в обеспечении продовольственной безопасности. Однако они связаны в первую очередь не с отсутствием еды, а с трудностями в ее распределении в ряде районов, охваченных боевыми действиями, а также непростым финансовым положением населения. Считаем, что вместо искусственной инструментализации темы голода следует уделить первостепенное внимание взаимодействию с суданскими властями в решении проблем продовольствия и поддержки сельского хозяйства. Обращаю внимание членов Совета, что злоупотребление темой неизбежного голода приведет к подрыву доверия к ооновским оценкам ситуации с продовольственной безопасностью.

Г-н Председатель,

Отметим, что ранее продавленная таким же образом в марте резолюция по случаю священного месяца Рамадан так и осталась на бумаге. Но вместо того, чтобы хотя бы добиваться ее исполнения, авторы вносят аналогичный, по сути, текст. 

Нынешняя резолюция также не содержит никаких субстантивных предложений относительно разрешения ситуации в Судане, которая носит комплексный характер. Документ явно не принимает во внимание мнение суданской стороны и не опирается ни на какие новые достигнутые договоренности. 

Отметим, что на следующей неделе в Нью-Йорке будет находиться личный посланник Генсекретаря Рамтан Ламамра, который мог бы подсветить свои усилия и ориентировать Совет на прагматичные усилия. Он, в отличие от некоторых западных посланников, ездит не только по региону, но и в Судан.

Вызывает вопрос, почему британские координаторы, которые тянули две недели с начала боевых действий в Эль-Фашере, не дождались даже этого брифинга? Либо они не доверяют выводам ооновского посредника, либо они захотели предвосхитить его выводы. 

В заключение хотела бы подчеркнуть, что Совет Безопасности должен рассматривать все конфликты в индивидуальном порядке и искусственно не увязывать формы реакции на них в политических целях. Они существенно различаются по своей истории, природе действующих внешних и внутренних сил, паритету их военных потенциалов, возможности исхода беженцев в соседние страны и объемам гуманитарного содействия.

Уверены в том, что в суданском контексте приоритетом должны быть усилия, направленные на сохранение государственных институтов, единства и территориальной целостности страны путем поиска определенного самими суданцами политического решения. 

Благодарю за внимание.

Видео выступления