Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова на заседании Второго комитета 78-й сессии ГА ООН по теме «Оперативная деятельность»

Г-н Председатель,

Потребности развивающихся стран в помощи на фоне усложняющейся макроэкономической конъюнктуры продолжают расти. В этом контексте роль системы развития ООН как источника безвозмездного финансирования особенно важна.

С сожалением отмечаем, что в 2021 г. только 8% от совокупных расходов на оперативную деятельность ООН были направлены на искоренение нищеты. При этом в Четырехгодичном всеобъемлющем обзоре политики (QCPR) было зафиксировано, что искоренение нищеты во всех ее формах должно оставаться главным приоритетом системы развития. Крайне важно наращивать помощь развивающимся странам в этой области. Одновременно данные представленных докладов указывают на имеющийся у программных стран запрос на большую поддержку в области индустриализации и обеспечения недорогой и надежной энергией. Система развития может и должна его удовлетворить.

Призываем развитые страны выполнить взятые на себя обязательства о доведении объемов официальной помощи развитию до 0,7% от валового национального дохода, а климатического финансирования – до 100 млрд.долл. в год. Со своей стороны Российская Федерация продолжает оказывать поддержку развивающимся странам – объем российской помощи в 2022 г. превысил 1 млрд.долл., что сопоставимо с показателями 2021 г.

На фоне возрастающих потребностей развивающихся стран очевидна необходимость повышения эффективности оперативной деятельности ООН. В этой связи внимательно следим за ходом реформы системы развития Организации. Продолжаем настаивать на том, что обновленная система резидентов-координаторов ООН должна быть компактной, гибкой и экономичной. Считаем контрпродуктивным раздувание ее штата сверх изначально согласованных параметров. В ходе предстоящего обсуждения модели финансирования системы резидентов-координаторов ООН, а также обновленного «финансового соглашения» на следующий период намерены выступать с позиции прагматизма.

Рассчитываем также на повышение качества отчетности системы резидентов-координаторов, которая должна в первую очередь демонстрировать «добавленную стоимость» деятельности резидентов-координаторов, а не являться компиляцией достижений работающих в стране ооновских агентств. Были бы заинтересованы в получении более подробной информации о методологии расчета объема средств, сэкономленных в результате реформы системы развития ООН.

Россия разделяет ключевые принципы сотрудничества Юг-Юг, включая уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела, учет страновых особенностей и отказ от навязывания чуждых моделей развития. Высоко ценим избрание нашей страны в Бюро 21-й сессии Комитета высокого уровня по сотрудничеству Юг-Юг. Продолжаем участвовать в проектах трехстороннего сотрудничества, внося финансовый и экспертный вклад в укрепление потенциала наших партнеров, в т.ч. в регионе СНГ и в Африке. Такие программы реализуются нами совместно с ПРООН, ЮНИДО, ВПП и другими агентствами системы ООН. Наращиванию взаимовыгодного и равноправного партнерства между «странами Юга» и их партнерами для ответа на глобальные вызовы способствуют также региональные связи в таких форматах, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз.

Благодарю за внимание.