Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на 34-м Совещании государств-участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года

Г-н Председатель,

Позвольте присоединиться ко всем делегациям, говорившим о значимости Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, этого уникального образца кодификации и прогрессивного развития международного права, подлинного достижения юридической мысли.

Российская Федерация придает огромное значение морской Конвенции, присоединяется к тем делегациям, которые отметили 30-летие со дня ее вступления в силу. Это основообразующий международный договор в области морского права, установивший всеобъемлющий режим осуществления человеческой деятельности в Мировом океане. В основе стабильности этого режима – неукоснительное соблюдение и корректное толкование государствами положений Конвенции.

Разработчики намеренно заложили в ее положения значительную гибкость, гарантировав способность документа адаптироваться под меняющиеся реалии и сохранять свою актуальность и востребованность международным сообществом. 

Г-н Председатель,

Хорошим примером того, что созданный Конвенцией механизм работает, служат доклады руководителей конвенционных органов – Международного трибунала по морскому праву и Международного органа по морскому дну. Признательны докладчикам за развернутую информацию. Наша делегация всегда внимательно следит за деятельностью конвенционных органов. Исходим из того, что указанные органы и далее будут строго руководствоваться предусмотренными Конвенцией мандатами, избегать расширительного толкования своей компетенции и политизации соответствующих решений.

Рабочая загрузка Международного трибунала по морскому праву растет, что свидетельствует о его высоком авторитете среди государств. Призываем все государства оплачивать начисляемые им взносы в бюджет Трибунала, а также ликвидировать имеющуюся задолженность для обеспечения надлежащих условий его работы. Рассчитываем также на то, что руководство Трибунала, со своей стороны, продолжит уделять внимание вопросу об оптимизации расходной части бюджета.

Высоко ценим вклад Комиссии по границам континентального шельфа (КГКШ) в практическую реализацию государствами норм Конвенции об установлении границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Признательны ей за принятые рекомендации по российским заявкам. С учетом их сложности и объема перед Комиссией стояла поистине нетривиальная задача. Она блестяще с ней справилась. Вынесенные рекомендации – результат неустанного труда преданных своей профессии ученых, высоких профессионалов как из состава КГКШ, так и из российской делегации.

Серьезным вызовом для Комиссии продолжает оставаться возрастающая на ее членов нагрузка. В этой связи важно добиться обеспечения для них достойных условий службы. Рассчитываем на то, что руководство Комиссии сможет поддерживать высокий темп рассмотрения заявок, в том числе за счет мер, упомянутых в докладе – интенсификации межсессионной работы членов КГКШ в дистанционном формате и взаимодействия с делегациями, подавшими свои заявки.

Принимаем активное участие в поиске вариантов долгосрочного решения вопроса компенсации расходов экспертов Комиссии из развивающихся стран в рамках Рабочей группы открытого состава по условиям несения службы членами КГКШ. Наиболее насущными вопросами, требующими срочного разрешения, считаем проблематику медицинского страхования членов Комиссии, компенсации издержек на проезд, проживание и других сопутствующих расходов.

Г-н Председатель,

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила правовой режим морей и океанов для поддержания мира, справедливости и процветания всех народов. Вызывает возмущение то, что некоторые государства, не являющиеся участниками Конвенции, своими действиями подрывают установленный ею всеобъемлющий режим.

В декабре 2023 года США без обращения в КГКШ объявили об установлении внешних границ своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, в семи районах Мирового океана. Совокупная площадь морского дна, на которую США в одностороннем порядке заявили свои права, составляет около 1 млн. кв. км.

Такие односторонние действия противоречат международному морскому праву и представляют угрозу для целостности правового режима, установленного Конвенцией, в том числе для глубоководного района морского дна, объявленного «общим наследием человечества».

Абсолютное большинство государств, устанавливающих границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, делают это в соответствии со статьей 76 Конвенции 1982 года –через получение рекомендаций Комиссии относительно принадлежности соответствующих участков морского дна к континентальному шельфу. 

Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций КГКШ, являются окончательными и для всех обязательными. Это единственная международно-признанная процедура отнесения на основе геологических и иных научных данных тех или иных районов морского дна к континентальному шельфу. Получение положительных рекомендаций Комиссии является обязательным самостоятельным этапом и не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями. 

Хотели бы еще раз напомнить о том, что Конвенция 1982 года вобрала в себя нормы обычного морского права и нормы, согласованные государствами в ходе IIIКонференции по морскому праву. Их взаимоувязка в ее тексте стала залогом достижения уникального баланса интересов развитых и развивающихся стран, позволяющего мировому сообществу десятилетиями успешно регулировать все виды деятельности в Мировом океане.

Нельзя допустить ситуации, при которой отдельные государства будут руководствоваться своими пожеланиями, односторонними интересами и подрывать целостность режима Конвенции, пользуясь правами и отвергая обязательства. Это могло бы нанести непоправимый ущерб хрупкому балансу прав и интересов, зафиксированному в ее тексте. 

Кроме того, действуя на односторонней основе, США не только приобретают дополнительные выгоды для себя и ограничивают права других государств по доступу к ресурсам глубоководного района морского дна. Не являясь участниками Конвенции, они также освобождают себя от необходимости выплачивать отчисления за пользование ресурсами континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

В этой связи в очередной раз настоятельно призываем США отказаться от неприемлемых односторонних действий и нести весь комплекс прав и обязательств в рамках международного морского права.

Г-н Председатель,

В свете изложенного Российская Федерация заявляет о непризнании установленных США в одностороннем порядке внешних границ континентального шельфа. Категорическим образом отвергаем избирательный подход американских властей к применению норм международного права с акцентом на свои права и полное игнорирование обязательств. В этом контексте неоднократно отмечали несостоятельность попыток США использовать таким образом нормы Конвенции 1982 года. Рассматриваем подобные шаги как очередной пример продвигаемого Вашингтоном «порядка, основанного на правилах», при котором правила каждый раз определяются в зависимости от текущей конъюнктуры, невзирая на законные права и интересы других государств.

Г-н Председатель,

Настороженное отношение нашей делегации к Соглашению о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия за пределами национальной юрисдикции хорошо известно. Продолжаем считать, что ряд его положений способен нанести ущерб Конвенции 1982 г., а также мандатам компетентных международных организаций, включая региональные рыбохозяйственные. Будем внимательно следить за тем, чтобы не допустить этого. 

Благодарю Вас.