Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации И.А.Тяжловой на седьмой сессии Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 по пункту повестки дня «Наращивание потенциала»

Г-н Председатель,

Рассматриваем наращивание потенциала в области ИКТ-безопасности в качестве одного из ключевых аспектов деятельности РГОС. Исходим из того, что результатом нашей работы на этом направлении должны стать практико-ориентированные рекомендации и предложения по программам содействия. Важно, чтобы такие меры отвечали потребностям государств, шли в русле универсальных принципов в данной сфере, зафиксированных в приложении ко второму докладу Группы. Речь, прежде всего, об уважении государственного суверенитета.

Отмечаем энергичные усилия председателя РГОС, в частности, инициативу проведения глобального «круглого стола» по вопросам наращивания потенциала в области ИКТ-безопасности 10 мая 2024 г. Со своей стороны в настоящий момент прорабатываем уровень участия и состав российской делегации на мероприятии. Рассчитываем, что оно пройдет в профессиональном и деполитизированном ключе при центральной роли государств и с привлечением других заинтересованных сторон.

В этом контексте хотели бы прокомментировать подготовленное Управлением ООН по вопросам разоружения Картирование с целью изучения ситуации с программами и инициативами по наращиванию потенциала в рамках ООН и за ее пределами, на глобальном и региональном уровнях. С сожалением констатируем, что у нас есть серьезные вопросы к документу как по содержанию, так и по структуре.

Россия, как и целый ряд государств, представила подробный национальный вклад к данному материалу, который, увы, не нашел в нем адекватного отражения. Более того, обратили внимание на очевидный перекос в пользу усилий отдельных стран, в том время как многие другие государства, перечисленные среди участников Картирования, по тексту упоминаются лишь вскользь, либо вовсе не названы.

Не видим логики в нынешнем делении на разделы (два основных содержательных сегмента – «региональное сотрудничество» и «тематические направления»). В результате документ представляет собой путаную компиляцию разноплановых тезисов, содержит повторы. Не понимаем, на каком основании весьма спорные и даже не относящиеся к мандату РГОС вопросы «гендера» и молодежи вынесены в отдельные секции. Подраздел по международному праву и вовсе преимущественно повествует о подходах государств и организаций, не конкретизируя усилия по содействию странам в выработке национальных позиций на сей счет.

Наконец, для нас совершенно неприемлем тот факт, что вклады государств, играющих центральную роль в переговорном процессе, представлены вперемешку с мнениями международных и региональных организаций и тем более частных структур.

В целом нынешняя редакция Картирования требует радикальной переработки. Предлагаем структурировать документ по субъектам, предоставляющим содействие (государства, международные организации, региональные и субрегиональные организации, частный сектор) и по конкретным формам такого содействия (проведение семинаров, научно-исследовательских разработок, подготовка кадров, передача технологий и т.д.). Рассчитываем, что обновленная версия будет подготовлена и распространена оперативно, с тем чтобы государства могли заблаговременно до майского «круглого стола» ознакомиться с итоговым продуктом.

Что касается непосредственно усилий России в области наращивания потенциала, наша страна уделяет этому вопросу повышенное внимание. Эта тема занимает важное место в ежегодном российском проекте резолюции ГА ООН по международной информбезопасности, которая нацеливает РГОС на выработку конкретных механизмов удовлетворения потребностей государств в данной связи, в том числе финансового плана.

В национальном качестве делаем акцент на подготовке кадров в сфере информационной безопасности. В российских вузах обучаются иностранные слушатели из государств Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки по основным программам высшего образования, дополнительного профессионального образования. Ожидаем, что исчерпывающая информация на сей счет, которая была указана в российском вкладе, найдет отражение в обновленной редакции Картирования.

Благодарю за внимание.

Видео выступления