Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой в ходе заседания 78-й сессии ГА ООН по теме «Доклад Международного уголовного суда»

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Много делегаций в этом зале говорило про высокие идеалы борьбы с безнаказанностью и равенства всех перед законом. Мы поддерживаем эти принципы, они абсолютно правильные. Наша страна исторически была их поборником, она, как известно, стояла у истоков Нюрнбергского трибунала. Россия была и в числе наиболее активных участников разработки Римского статута МУС, проголосовала за его принятие, подписала его и даже приступила к процессу ратификации. Как и многие другие, мы тогда искренне верили, что этот Суд сможет продолжить славное наследие трибуналов, созданных по итогам Второй мировой войны для осуждения нацистских и милитаристских преступников.

Предполагалось, что МУС займется расследованием наиболее серьезных преступлений по международному праву. Будет делать это беспристрастно и эффективно. На этот суд очень многими возлагались большие надежды. Oсновная часть восторженных формулировок рассматриваемой сегодня резолюции относится как раз к первым годам после учреждения МУС. Позитивные характеристики тогда очень легко раздавались авансом. К сегодняшней ситуации в МУС и вокруг него они не имеют никакого отношения.

Время и практика показали, что красивым идеалам правосудия было не суждено претвориться в жизнь. Надежды оказались чрезвычайно далеки от реальности. Траектория развития МУС, а точнее его деградация, повторяла скорее сомнительные достижения МТБЮ, прославившегося явными антисербскими решениями в обвинительных приговорах, а также обелением военных преступников, включая настоящих мясников из числа других сторон конфликта, которыми только теперь якобы начали заниматься какие-то экзотические суды, созданные по линии ЕС.

Главное достижение МУС – в том, что ему удалось на несколько порядков превзойти одиозный МТБЮ в части избирательности, пристрастности и политизации судебного процесса, а также мастерства «заметания под ковер» военных преступлений своих хозяев. Ставший ругательным еще в югославском контексте термин «гаагское правосудие» стараниями МУС заиграл новыми красками.

Так, МУС смог опровергнуть тезис о том, что борьба с безнаказанностью – залог долгосрочного примирения и урегулирования конфликтов. Обстановка в Судане и Ливии – лучшее тому подтверждение. Эксперименты по передаче этих ситуаций Советом Безопасности в МУС были не просто неудачными – они обернулись настоящей трагедией для этих стран, растянувшейся на годы.

За время своей деятельности МУС вынес жалкую горстку решений. Окончательные вердикты можно пересчитать по пальцам. Значительная часть дел просто «развалилась» на стадии расследования Прокуратурой МУС, так и не дойдя до судопроизводства. На эти не впечатляющие результаты были потрачены миллиарды долларов.

Регулярный бюджет МУС – этой карательной машины в руках коллективного Запада – в три раза превышает бюджет Международного Суда ООН. Это не считая тех сотен миллионов долларов, которые западные страны влили в заказной процесс по Украине под видом добровольных пожертвований. На этом фоне регулярные попытки руководства МУС оправдывать перед Советом Безопасности вопиющую многолетнюю неэффективность этого псевдосуда по ливийскому и дарфурскому сюжетам якобы недостатком средств выглядят просто жалко.

Впрочем, для Запада эти инвестиции окупились с лихвой. За время своего существования МУС предъявил обвинения 52 лицам, из которых 47 африканцев. Интересная статистика на фоне того, что самые массовые и кровавые зверства в современной истории совершили именно западные страны. Африканский коллега как-то расшифровал аббревиатуру “ICC” как “International colonial court”. И это была не шутка. МУС окончательно выродился в сугубо политический инструмент для преследования тех, кто «перешел дорогу» коллективному Западу. Сами же неоколониалисты пользуются абсолютной безнаказанностью, чтобы бы они не сотворили. Все в лучших традициях миропорядка, основанного не на международном праве, а на правилах.

За примерами далеко ходить не надо. Этот суд и его ручной, погрязший в коррупции британский прокурор буквально по-щелчку «де-приоритезировал», а попросту говоря – прекратил расследование гибели от рук натовцев мирных жителей, включая женщин и детей, в Афганистане, Ливии и Ираке. Сотни тысяч жертв есть, а виновных нет – «гаагское правосудие» в действии. Действительно, зачем вести расследование, когда можно обнаружить свидетельства преступлений США и Великобритании – это может быть опасно. Были введены санкции Вашингтоном за один факт начала этих расследований, а затем санкции были отменены – после «де-приоритезации» этих сюжетов.

Также лихо, по-щелчку МУС фабрикует дела по заказу своих западных хозяев против «неугодных» стран и «режимов». Ордер на арест М.Каддафи состряпали буквально за три дня. В его основу легли такие позорные и топорные фейки, что рядом с ними меркнет даже знаменитая пробирка К.Пауэлла в Совете Безопасности ООН. Однако МУС сделал свое дело – дегуманизировал ливийского лидера. Эта дегуманизация стала «фиговым листком» для действий НАТО, являвшихся военной агрессией. Результат – страна и экономика в руинах, М.Каддафи убит без суда и следствия. Судьба тех, кто не погиб под натовскими бомбами, также не завидна. Сотни тысяч людей сгорели в пламени гражданской войны, утонули в море по пути в Европу в поисках лучшей доли и, даже доплыв туда, столкнулись с вопиющей дискриминацией и бесчеловечным обращением со стороны тех, кто разрушил их родную страну. Кто понес за это ответственность? Мы видим, что в МУС наблюдается полная безнаказанность.

Спешная – в аккурат накануне российско-китайского саммита – выдача так называемых «ордеров на арест» в отношении россиян обернулась позорнейшим цирком, не имеющим с правосудием ничего общего. Так в палате предварительного производства пришлось срочно менять судью. При этом состав палаты на момент поступления обращения Прокурора даже не был утвержден. Оно и понятно: кому интересны процессуальные нормы, когда надо выполнить политический заказ. Прокурор свой бонус тоже получил – за считанные дни до его обращения к судьям МУС из тюрьмы досрочно выходит его родной брат (к слову, бывший член британского парламента), отбывавший срок за педофилию. Примечательно, что о выдаче «ордеров» объявляется накануне донорской конференции в поддержку МУС в Лондоне, на которой спонсоры открыто заявляли о том, что выделяемые ими средства должны идти исключительно на привлечение России к ответственности. То есть фактически заинтересованные стороны открыто проплачивают заказной процесс в МУС. Просто вдумайтесь в эти факты. О каком правосудии здесь идет речь?

Предъявленные россиянам обвинения – отдельный разговор. Они не только безосновательны, нарушают международное право в том числе об иммунитетах должностных лиц государств и, соответственно, юридически ничтожны, но и попросту бесчеловечны. Обвинения касаются эвакуации безнадзорных детей из зоны боевых действий. Получается, по логике МУС, их надо было просто бросить на линии огня? Вот такая забота о детях в исполнении людоедского псевдосуда.

На этом фоне нас совсем не удивляет позорная позиция МУС и его западных хозяев-морализаторов по трагическим событиям палестино-израильского конфликта, которые продолжаются вот уже три недели. Гражданское население не эвакуировано из зоны боевых действий, тысячи детей уже погибли от неизбирательных обстрелов, по больницам регулярно наносят удары, хороня под обломками пациентов, врачей и спасателей. Сотни тысяч людей страдают от нехватки воды и медикаментов. Отдельные агентства системы ООН «проснулись» совсем недавно, осторожно заявляя, что это может быть «военные преступления». А где же хваленый МУС? Где же его ордера на арест? Или их дают только за спасение детей, а не за их убийство? Контора британского прокурора делает общеполитические заявления, грозя судом почему-то лишь палестинцам. Это лишний раз демонстрирует, что такое МУС на самом деле, какие у него идеалы, какие цели он реально преследует, и чьи интересы по факту обслуживает.

Попытки МУС, этой ущербной структуры, позиционировать себя как институт, действующий от имени всего международного сообщества, на этом фоне выглядят просто нелепо. Тезис о его якобы общепризнанном международном мандате не имеет ничего общего с действительностью. В этом псевдосуде не участвует более трети государств-членов ООН, представляющих более половины населения Земли. Удерживать многих в нем удается только угрозами. Но это только пока.

Что ж, мы вместе посмотрели на сегодняшний МУС. Давайте сравним эту неприглядную картину с рассматриваемым сегодня проектом резолюции. Документ находится в «замороженном» состоянии с 2016 года. Любую связь с реальностью его формулировки утратили значительно раньше. В 2011 г. этот псевдосуд вообще подписал себе «приговор» фейками по ситуации в Ливии. И то, что это фейки – общепризнанный факт. Большинство позитивных оценок в адрес МУС прошли в резолюцию тогда, когда его только создавали, и он еще не приступил к своей работе. Пожалуй, это и был единственный в его истории золотой период.

Помимо внешней скандальной картины, ситуация изнутри не менее удручающая – абсолютная непрозрачность работы, сомнительные процедуры выборов, неравная географическая представленность. Все ключевые посты неизменно остаются за западными странами и их сателлитами. Делается все, чтобы не допустить развивающиеся страны «до руля» этого репрессивного политического инструмента коллективного Запада по борьбе с «неугодными государствами и правительствами».

Отдельный вопрос – увязка в резолюции между МУС и ООН. Она никак не идет на пользу авторитету всемирной Организации.

Хвалебные формулировки резолюции на рассмотрении ГА давно не отражают действительности. Не отражают они ее еще и потому, что показать реальное положение вещей в ее тексте было попросту невозможно из-за непримиримой позиции промусовских активистов.

На фоне того, во что выродился МУС, мириться дальше с этим текстом, пусть и в его «замороженном» виде, мы не намерены. Мы не хотим, чтобы ГА оставалась в плену идеалистических представлений, опровергнутых реальностью и 20-летней историей разложения МУС.

Требуем поставить проект резолюции на голосование. Призываем все государства, которым небезразлична реальная борьба с безнаказанностью, принципы справедливости и суверенного равенства государств проголосовать «против» этой резолюции.

Благодарю Вас.

Видео выступления