Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Благодарим Гейра Педерсена, Гаду Мудави и Морган Эвелин за их брифинги.

Ключевое значение для процесса политурегулирования в Сирии приобретает набирающее обороты восстановление связей Дамаска с региональным окружением. Приветствуем принятое 7 мая Советом министров иностранных дел Лиги арабских государств по итогам внеочередной сессии в Каире решение о возобновлении участия Сирийской Арабской Республики в заседаниях Совета и всех структур ЛАГ, в частности, участие Президента Башара Асада в саммите Лиги, с учетом того, что Сирия является одним из ее государств-основателей.

Это – долгожданный шаг, который стал логичным результатом процесса возвращения Сирии в «арабскую семью». Россия всегда последовательно призывала именно к такому сценарию. Мы долгие годы работали с региональными игроками, настраивая их на восстановление полноформатных отношений с Дамаском. 

Решение Совета Лиги продемонстрировало стремление государств арабского мира к укреплению координации действий в интересах урегулирования актуальных региональных и международных проблем, подтвердило их настрой и далее проводить самостоятельную политику на мировой арене, исходя из своих коренных интересов. В этом контексте надеемся, что арабские страны увеличат поддержку САР в решении задач ее постконфликтного восстановления.

Г-жа Председатель,

Имеется позитивная динамика и в сирийско-турецкой нормализации. 10 мая в Москве состоялась четырехсторонняя встреча Министров иностранных дел России, Ирана, Сирии и Турции в «Астанинском формате», в ходе которой участники подтвердили свою приверженность суверенитету и территориальной целостности САР, борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, а также подчеркнули востребованность наращивания международной помощи Дамаску, в том числе в интересах добровольного, безопасного и достойного возвращения сирийцев на родину и постконфликтного восстановления.

К сожалению, вместо поддержки усилий регионалов, которые убедительно демонстрируют способность своими силами решать проблемы внутри «арабской семьи», наши западные коллеги продолжают линию на оказание давления, в том числе силового, на сирийские власти и страны региона, отговаривая их от диалога с Дамаском.

В этом контексте хотели бы вновь указать на деструктивную линию США, которым, видимо, уже недостаточно просто «накачивать» оружием созданные ими незаконные вооруженные формирования в Заевфратье и Ат-Танфе. По нашим данным, Вашингтон приступил к созданию «армии свободной Сирии» в окрестностях сирийской Ракки с участием представителей местных арабских племен, боевиков ИГИЛ и других террористических организаций. Цель очевидна – использовать этих боевиков против законных властей Сирийской Арабской Республики для дестабилизации обстановки в стране.

С озабоченностью отмечаем интенсификацию воздушных ударов Израиля по территории Сирии, в том числе с нарушением воздушного пространства соседних стран – только за апрель совершено порядка 10 налетов, жертвами которых становятся не только объекты гражданской инфраструктуры (аэропорт в Алеппо и порт в Латакии), но и мирные жители. Осуждаем подобные силовые акции в нарушение суверенитета Сирии и соседних арабских стран. Вызывает глубокое сожаление отсутствие какой-либо реакции по этому поводу со стороны руководства ООН. 

В то же время продолжается «штамповка» произвольных спецмеханизмов по расследованию инцидентов и защите прав человека в Сирии. На очереди – структура по поиску пропавших без вести. Добавленной стоимости такие образования, неконсенсусное создание которых продавливается группой государств в Генассамблее и СПЧ ООН, не имеют. Сбор компромата на правительство САР по заказу Вашингтона и Брюсселя с прицелом на дальнейшее судебное преследование лишь отдаляет перспективы политурегулирования ситуации в Сирии. 

Г-жа Председатель, 

На политическом треке продолжаем поддерживать посреднические усилия Гейра Педерсена по продвижению процесса сирийского урегулирования в строгом соответствии с резолюцией СБ 2254 и без какого-либо внешнего вмешательства. При этом считаем важным, чтобы Спецпосланник строго придерживался мандата, в основе которого лежит содействие межсирийскому диалогу, оптимальным форматом которого считаем Конституционный комитет. При этом исходим из того, что принципиальные решения о параметрах проведения дальнейших раундов межсирийских консультаций должны приниматься самими сирийцами.

Г-жа Председатель,

Разделяем тревожные оценки с связи с продолжающейся деградацией гуманитарной обстановки в Сирии, усугубившейся после февральского землетрясения. К имевшимся нуждам 15 млн. человек, топливному и водному кризисам, вспышке холеры добавились масштабные разрушения и новая волна внутренне перемещенных лиц. При этом ООН катастрофически не хватает средств на проведение даже базовых операций. Годовой гуманитарный план для Сирии, предназначенный для подконтрольных Дамаску территорий, за пять месяцев 2023 года профинансирован всего на 9%. По этой причине, в частности, ВПП будет вынуждена сократить охват получателей продовольственной помощи на 70%. 

Хотели бы обратиться к поборникам изжившего свое предназначение трансграничного механизма. Вы рьяно вступаетесь за его продление на год, приводя в качестве аргумента необходимость долговременного планирования гумопераций ООН. Вместе с тем, как гуманитарщики в принципе могут планировать что-то на правительственной территории при таком катастрофическом недофинансировании гумплана для Дамаска? Поэтому ваши аргументы – откровенный шантаж, нарушение всех гумпринципов и еще одно откровенное проявление «двойных стандартов».

Никуда не исчезают и проблемы расхищения американцами сирийских зерновых и нефтяных ресурсов и удушающих экономику страны незаконных односторонних санкций западного блока государств. В этой связи вновь обращаемся к руководству ООН в целом и уже новому резиденту-координатору в Сирии г-ну Адаму Абдельмуле без проволочек представить доклад о влиянии односторонних рестрикций на гумобстановку в этой стране. Тем более что предшественник г-на Абдельмулы в ходе апрельского раунда неформального интерактивного диалога по Сирии подтвердил это обязательство.

Г-жа Председатель,

Беспрецедентное решение сирийского правительства открыть для ООН и затем продлить еще на три месяца – до 13 августа, два погранперехода на границе с Турцией («Баб ас-Салям» и «Ар-Раи») в дополнение к действующему согласно резолюции СБ 2672 пункту пропуска «Баб аль-Хава», к сожалению, не получает должной оценки. Напротив, складывается впечатление, что оно как будто перечеркивает перспективы наладить гумпоставки в мятежный северо-запад из Дамаска. С июля 2021 г. в Идлиб через линии соприкосновения смогли заехать только 10 конвоев, последний – в январе этого года, то есть ни одного после разрушительного землетрясения. В общей сложности было отправлено всего 152 грузовика. Вызывает крайнюю озабоченность, что подобное происходит, несмотря на острые гумпотребности населения пострадавших районов. Реакции от руководства ООН на это – также никакой. Одновременно в ходе выступлений в поддержку «трансграничной помощи» мы не раз слышали от Генсекретаря и его заместителя по гумвопросам тезис про некий моральный императив, которому мы должны следовать, сохраняя ТГМ. Странный получается моральный императив, действующий сугубо в отношении террористов, окопавшихся в Идлибе. А в отношении всей страны – моральный императив куда-то исчезает.

Параллельно с февраля по апрель из Турции через три КПП заехали свыше 1700 грузовиков, ООН отправила в анклав более 100 межагентских миссий. Чрезвычайный гумпризыв ООН для неподконтрольного Дамаску северо-запада – без малого 400 млн. долл. для 5 млн. человек – уже полностью профинансирован.

Коллеги, мандат ООН на использование уже упоминавшегося мною трансграничного механизма гумпомощи истекает 10 июля с.г. Продлевать его мы не видим оснований. ООН уже доказала, что в контактах и координации с национальным правительством в состоянии наладить свою работу без резолюции Совета, которая наконец должна прекратить свое существование.

Помимо этого, назрела ситуация, когда вопрос возвращения сирийских беженцев должен перейти в практическое русло.

К слову, о беженцах. В июне этого года в Брюсселе запланировано проведение очередной т.н. донорской конференции для Сирии. Представителей сирийских властей опять не приглашают. По факту, Запад продолжает преступно замораживать кризис с сирийскими беженцами в странах-соседях, обрекая людей на жизнь в палатках даже в зимний период. Помогать решать проблемы внутри страны, создавать резервы для самостоятельного развития, восстанавливать хотя бы базовую инфраструктуру – вот, что действительно ожидается от доноров. Забота о гуманитарных потребностях Сирии должна основываться, без предусловий, на интересах сирийского народа.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления