Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова во Втором комитете 76-й сессии ГА ООН по п. 18 «Вопросы макроэкономики» и п. 19 «Последующая деятельность и имплементация итогов международных конференций по финансированию развития»»

Уважаемая г-жа Председатель,

Благодарим Генсекретаря ООН за доклады по рассматриваемым пунктам повестки дня.

Призываем заинтересованные государства приложить дополнительные усилия для скорейшего завершения реформирования многосторонней торговой системы с центральной ролью ВТО, действующей на недискриминационной основе. Необходима готовность стран-участниц добиться прогресса до 12-ой Министерской конференции ВТО в переговорах по таким важным направлениям, как сельское хозяйство, рыболовные субсидии, восстановление деятельности Механизма разрешения споров. Призываем содействовать скорейшему присоединению к ВТО новых членов. Это станет условием развития тренда регионализации мировой торговли в соответствии с нормами и правилами ВТО. Россия с союзниками и партнерами поддерживает укрепление взаимодополняющих сетевых альянсов через развитие интеграционных процессов в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, АТЭС. Существенный позитивный заряд несет в себе инициатива Президента России В.В.Путина о формировании Большого Евразийского партнерства с подключением АСЕАН.

В целом же региональный аспект развития мира становится все более определяющим. Многое зависит от того, сможем ли мы перевести в конструктивное русло нарастающее соперничество между регионами. Достижению этой цели серьезно мешает, а фактически, ведет к фрагментации политизация и искажение мировой торговли и глобальной финансовой системы от действия односторонних принудительных мер. Подтверждаем инициативу Президента России о создании «зеленых коридоров» свободных от войн и санкций, для доставки товаров, инвестиций и технологий, востребованных для борьбы с пандемией.

Нежелание ряда ведущих экономик реагировать на усиление влияния развивающихся стран и их объединений на мировые экономические процессы не позволяет до сих пор оперативно и глубоко реформировать международную финансовую архитектуру. Отсюда - увеличение числа международных структур, отличных от Бреттон-Вудских учреждений, включая, к примеру, Новый банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Евразийский банк развития. Кроме того, содействие устойчивому развитию со стороны международных фининститутов должно носить необусловленный и деполитизированный характер. Примером может служить работа фондов и программ ООН. Придаем особое значение сопряжению усилий профильных международных структур, специализирующихся на оказании содействия развитию. В том числе выступаем за расширение технического содействия со стороны Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, как уникального института помощи в интересах торговли в структуре организаций системы ООН, в процессе наращивания и диверсификации экспорта в странах с низким уровнем дохода, принимая во внимание крайне слабую динамику постковидного восстановления их объемов.

Необходимо принять все меры для недопущения всеобщего долгового кризиса, включая кризис суверенной задолженности. Совместно с партнерами готовы и далее укреплять потенциал региональных банков развития с прицелом на расширение ими льготных программ кредитования.

Россия поддержала решение МВФ о выпуске дополнительных специальных прав заимствования в размере 650 млрд долл. США, инициативу Группы двадцати и Парижского клуба «Общие принципы по урегулированию задолженности стран с неустойчивым долгом после окончания DSSI», договоренности «Группы двадцати» и ОЭСР в области международного налогообложения транснациональных компаний. Несмотря на свою незавершенность и недостаточность с точки зрения интересов малых экономик и развивающихся государств в целом, это безусловные шаги вперед.

Одновременно важно подчеркнуть: высвобождаемые ресурсы могут и должны, в первую очередь, направляться не на новые кредиты, а на борьбу с бедностью и обеспечение экономического роста развивающихся стран в интересах достижения ими Целей устойчивого развития. Исходя из этого, Россия практикует списание долгов по схеме "долг в обмен на развитие". Именно эта схема была использована при урегулировании проблемы задолженности Кубы, КНДР, Танзанией, Замбией и Мозамбиком перед Российской Федерацией.

На фоне экономической депрессии востребовано активное использование механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возврата из-за рубежа криминальных активов. Большая их часть по-прежнему вывозится из развивающихся в развитые страны или аффилированные территории. Остаются «на столе» предложения о разработке нового международного инструмента, дополняющего Конвенцию ООН против коррупции и закрепляющего ясный и единый порядок выявления, ареста, конфискации и репатриации преступных доходов на принципах справедливости и законности.

Призываем страны-члены с вниманием отнестись к российским инициативам, отвечающим общим интересам.

Благодарю за внимание.