Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.Ф.Фониной в ходе основной части 77-й сессии Пятого комитета ГА ООН по пункту повестки дня 136 «Изменение парадигмы управления в ООН: анализ изменений в бюджетном цикле»

Уважаемый г-н Председатель,

Позвольте поблагодарить заместителя Генсекретаря г-жу Поллард за представление доклада об анализе изменений в бюджетном цикле. Выражаем признательность сотрудникам Секретариата за его подготовку. Благодарим председателя Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам г-на Бонга за озвученные рекомендации и замечания.

Г-н Председатель,

В 2017 году государства-члены утвердили переход с двухгодичного бюджетного цикла на годовой на экспериментальной основе, начиная с бюджета по программам на 2020 год. Генсекретарю также было поручено провести анализ этих изменений, чтобы Генассамблея в 2022 году приняла окончательное решение о том, вводить годовой бюджет или нет.

Как и в прошлом, сегодня очевидно, что данный вопрос практически полностью защищен от политизации и представляет собой профессиональную дискуссию в Пятом комитете лишь с одной целью – сделать бюджетные процессы в ООН более эффективными, для Секретариата и для государств-членов.

Давайте сопоставим факты и ожидания.

Во-первых, эксперимент затянулся. Даже если к концу основной части 77-й сессии Пятый комитет решит вернуться к двухгодичному бюджетному циклу, в следующем году у нас все равно будет однолетний бюджет на 2023 год. 

Во-вторых, мы должны внимательно и беспристрастно изучить всю плюсы и минусы этой важной реформы Генсекретаря на административно-бюджетном направлении. К сожалению, из плюсов – мы по-прежнему вынуждены основываться лишь на лозунгах о том, что однолетний цикл увеличивает адаптивность бюджета к динамично развивающейся обстановке. Однако не усмотрели в докладе конкретных свидетельств и требуемого анализа. А вот из минусов – мы должны сами проанализировать ситуацию, в которой мы все вместе с вами оказались.

Проблем за прошедшие три года выявлено очень много. Еще в 2017 году нас заверяли, что переход получится нейтральным с точки зрения затрат. Этого не случилось, а подтверждение тому – каждый проект предлагаемого бюджета, начиная с 2020 года. Рабочая нагрузка на сотрудников Секретариата ООН увеличилась вдвое, но об этом в нынешнем докладе ни слова. Последовательность процессов рассмотрения ключевыми межправительственными органами предлагаемого проекта бюджета была нарушена. Финансовые, административные и процедурные последствия в отношении обоих циклов не проанализированы. Одно из главных декларируемых преимуществ годового бюджетного цикла – большая гибкость, в том числе в вопросах реагирования на проблемы, вызванные пандемией COVID-19 – не подтверждена. Как мы видим, в этом также усомнился Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам.

Работы впереди много. Наша делегация готова самым конструктивным образом приступить к обсуждению данного пункта повестки дня для принятия решения в интересах ООН. 

Благодарю за внимание.