Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ по Судану

Г-жа Председатель,

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Фолькера Пертеса за брифинг о развитии ситуации в Судане. Приветствуем участие в сегодняшнем заседании временного поверенного в делах Судана. Ознакомились с последним квартальным докладом Генсекретаря ООН.

Обстановка в Судане остается непростой. Политический кризис не утихает. Остро строят гуманитарные и социально-экономические вызовы. Ситуацию усугубляет практически полная приостановка донорского содействия.

Отмечаем предпринимаемые в этих условиях властями страны интенсивные усилия по стабилизации обстановки и налаживанию конструктивного национального диалога как в центре, так и на периферии. Приветствуем создание в январе Комитета по поиску развязок и определению кандидатов на пост нового главы правительства, а также продление режима прекращения огня на всей территории страны. Положительно оцениваем подтверждаемые военными заявления о намерении провести всеобщие выборы в июле 2023 г., а также приверженность Джубийскому мирному соглашению от 3 октября 2020 г. 

Приветствуем подключение к политурегулированию в стране Афросоюза и IGAD и принятое решение о создании совместного с ООН координационного механизма для сопровождения внутрисуданского диалога. Надеемся, что эти решения принесут свои плоды. 

По-прежнему призываем все суданские стороны руководствоваться высшими национальными интересами, проявлять ответственный подход и воздерживаться от шагов, способных привести к новому противостоянию. Выступаем за разрешение существующих противоречий путем диалога. 

Г-жа Председатель,

Не можем согласиться с ангажированным и политизированным подходом к происходящему в Судане, представленным в последнем докладе Генсекретаря ООН. Вместо акцентов на реализацию задач переходного периода, формирования его институтов, призванных в т.ч. обеспечить подготовку и проведение в стране всеобщих выборов, доклад перефокусирован на значимые, но все же второстепенные вопросы. Выпячиваются сюжеты с правами человека, верховенством закона, чересчур звучит гендерная тематика. Функции содействия и мобилизации помощи спецполитмиссии подменяются контрольно-наблюдательными. Это не соответствует духу ооновского взаимодействия с властями стран пребывания. Поддерживаем озабоченности в отношении методологии доклада и содержащихся в нем оценок, высказанные в письме Судана к Совету Безопасности от 22 марта с.г. 

Призываем спецполитмиссию и Вас лично, г-н Пертес, неукоснительно следовать своему мандату и уделять равное внимание всем его компонентам. Важно работать на достижение подлинного согласия между различными суданскими политсилами, общественными, региональными и этно-племенными объединениями. Но не следует также забывать о прямых, прописанных резолюциями СБ ООН задачах мобилизации международной помощи и содействия Судану и поддержки реализации Джубийского мирного соглашения.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация выступает категорически против мер политического давления и откровенного экономического шантажа, которые до сих пор применяются в отношении Судана. Считаем контрпродуктивным и недопустимым любое внешнее вмешательство в дела этой страны. Убеждены в способности народа Судана самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Навязывание извне его руководству сомнительных социально-экономических схем и универсальных «демократизаторских» шаблонов, а также политизация вопросов, связанных с предоставлением экономической и финансовой помощи, уже привели к расколу в обществе, потере гражданами доверия к переходным властям. Это спровоцировало общую нестабильность и новый виток центробежных тенденций в стране.

Г-жа Председатель,

Обратили внимание на выступления некоторых членов СБ, а также сделанные западными странами заявления в суданских СМИ 21 марта, в которых вина за экономическую нестабильность в мире, рост цен, особенно на энергоносители и продовольствие, в том числе в Судане, возлагается на Россию. Не делайте ошибки: возможный продовольственный кризис провоцирует не российская специальная военная операция на Украине, а незаконные односторонние санкции, введенные Западом, которые разорвали логистические и финансовые цепочки, полностью отключили Россию, производителя продовольствия и удобрений, от системы SWIFT, угрожают массовыми арестами сухогрузов. Ограничения затронули даже наше сотрудничество с гуманитарными агентствами ООН. Не понимаем, кого могут обмануть ваши заявления – уж точно не суданцев, которые сами имеют опыт нахождения под односторонними ограничениями, которых и сейчас шантажируют экономической помощью. Призываем страны, испытывающие сейчас экономические трудности, многие из которых создаются искусственно, не поддаваться на антироссийские лозунги, а рассматривать складывающуюся ситуацию через призму своих жизненных интересов. 

Г-жа Председатель,

В заключение хотела бы сказать, что мы приняли к сведению отчет председателя Комитета Совета Безопасности 1591 Постпреда Ганы при ООН Г.Агьемана о работе этого вспомогательного органа СБ за последние 90 дней. По-прежнему считаем, что введённые 15 лет назад ограничительные меры в отношении Судана из-за ситуации в Дарфуре выполнили свое предназначение.

Хотели бы также напомнить, что в принятой 15 февраля резолюции 2620 Советом Безопасности было зафиксировано намерение выработать до 31 августа с.г. четкие и реалистичные «контрольные показатели» с целью пересмотра введенных в отношении Судана мер из-за ситуации в Дарфуре. Выступаем за неукоснительное соблюдение этого срока. Попытки его оттягивания лишь свидетельствуют о желании некоторых стран сохранить международные санкции в качестве инструмента давления на Хартум.

Спасибо за внимание.