Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Благодарим Спецпосланника Гейра Педерсена и заместителя Генсекретаря по гуманитарным вопросам Мартина Гриффитса за доклады по политическому и гуманитарному аспектам обстановки в Сирии. Внимательно выслушали представительницу гражданского общества Рашу Мухрез.

Весь мир содрогнулся от масштабов вызванной землетрясением в сирийско-турецком приграничье трагедии. Мы были едины в выражении соболезнований и солидарности с жертвами. Экстренная помощь понадобилась как Турции, так и Сирии. В последнюю по линии МЧС и Минобороны России уже было направлено более 20 гуманитарных бортов, доставлена без малого тысяча тонн различной помощи. Всесторонняя поддержка сирийцам оказывается и по линии российского Центра по примирению враждующих сторон.

Оценки членов Совета совпадают в том, что в Сирии последствия катастрофы, затронувшей сразу несколько провинций, фактически обнулили гуманитарные результаты предыдущих лет. С учетом беспрецедентного масштаба случившегося и руководствуясь гуманитарным императивом, Дамаск без промедления и каких-либо условий откликнулся на просьбу гуманитарного «крыла» ООН и дал согласие на открытие на границе с Турцией двух дополнительных пунктов пропуска для завоза гумпомощи по линии всемирной Организации. Мы приветствуем подобный подход сирийского правительства. 

Достигнутое между ним и ООН соглашение в полной мере отвечает Руководящим принципам оказания гумсодействия, закрепленным в резолюции 46/182 ГА ООН, и, таким образом, не требует дополнительного закрепления в каких-либо решениях Совета. 

Благодаря этим договоренностям с 9 февраля ООН в полную силу и без каких-либо проблем использует не только КПП «Баб Аль-Хава», предусмотренный резолюцией СБ 2672, но и новые пункты пропуска – «Баб Ас-Салям» и «Ар-Раи». В дополнение к этому в течение первых часов после трагедии сирийские власти предоставили гуманитарщикам «широкие изъятия» для работы по всей стране. Это касается и отправки гумконвоев в неподконтрольные Дамаску районы северо-запада. Данная мера открывает широчайшие возможности для организации гумпоставок по внутрисирийским маршрутам, что полностью вписывается в резолюцию СБ 2672, а также в разделяемую всеми членами Совета позицию о том, что сейчас доставлять помощь нуждающимся важно всеми возможными путями. 

Однако эти шаги сирийского руководства до сих пор не подхвачены. За прошедшие две недели с момента трагедии из-за откровенного саботажа со стороны террористов «Хейат Тахрир Аш-Шам» так и не удалось отправить ни одного гумконвоя через линии соприкосновения. Хотя с учетом обстановки «на земле», логистических возможностей и транспортной инфраструктуры гумснабжение северо-запада страны из Дамаска крайне востребовано. 

Такая ситуация, как минимум, озадачивает. Ведь речь идёт об одних и тех же засевших в Идлибе боевиках, которые в одном случае принимают гумпомощь, а в другом – ставят ей заслон. И им, к сожалению, при этом фактически потворствуют ряд делегаций в Совете, которые лишь очень мягко «выражают озабоченность» происходящим, не давая Совету высказать честную оценку действий террористов. 

Если добавить к этому многочисленные свидетельства того, что боевики «ХТШ» открыто присваивают себе поступающую в анклав через трансграничный механизм гумпомощь в целях ее дальнейшей перепродажи местному населению, устанавливают контроль над волонтерскими гуманитарными центрами в Идлибской зоне деэскалации, изымая поступающие им денежные средства, то картина для Совета складывается совсем нелицеприятная. 

По сути, наши западные коллеги пытаются заставить всех нас «покрывать» коррупционную схему, на которой наживаются листированные ООН террористы. А поскольку от поставок кросс-лайн, контролируемых сирийским правительством, боевикам, видимо, ничего не перепадает, или перепадает меньше, чем от ТГМ, они в них и не заинтересованы, а вслед за ними вялый интерес к таким поставкам проявляют и западные столицы. 

Коллеги, действуя таким образом, вы не только предстаёте в крайне невыгодном свете, но и подрубаете будущее ТГМ в целом, который может иметь смысл лишь как элемент, временно дополняющий внутрисирийские поставки. Если же легитимные во всех отношениях поставки из Дамаска искусственно сдерживаются, не видим смысла в сохранении поставок по ТГМ, нарушающих суверенитет и территориальную целостность Сирии.

Г-жа Председатель,

Параллельно с оказанием срочной помощи населению Сирии самое пристальное внимание должно быть уделено восстановлению разрушенных районов, жилой, социальной и коммунальной инфраструктуры. Для этого потребуется беспристрастная поддержка всего мирового сообщества. Еще в 2017 г. в ООН оценили потенциальный объем требуемого финансирования для восстановления этой арабской страны в 250 млрд. долл. С учетом темпов финансирования гуманитарного плана для Сирии в последующие годы, можно смело сказать, что донорское сообщество со своей задачей не справляется или не хочет этого делать.

Нас при этом, честно сказать, поражает цинизм некоторых членов СБ, пытающихся упрекнуть нас в том, что мы, якобы, ничего не делаем для восстановления Сирии, поскольку не действуем через механизмы ООН. Коллеги, мы уже предоставляли вам статистику того, что мы делали и делаем в этой области по двусторонней линии. Однако вы сознательно игнорируете тот факт, что объемы нашей соответствующей помощи в разы превышают то, что выделяете вы. Через ооновские же механизмы мы действовать не хотим прежде всего потому, что несмотря на все наши запросы, они остаются для нас нетранспарентными, и мы не можем добиться элементарных данных о реализуемых проектах. 

В целом же ваши попытки выставить нас некими «халявщиками» в вопросах реализации проектов раннего восстановления выглядят недостойно уважающих себя международных игроков. Тем более, что сам сирийский народ прекрасно знает кто и сколько ему на самом деле помогает.

Вот чем наши западные коллеги действительно могут похвастаться, так это усилиями по консервации по политическим причинам сирийских беженцев в лагерях в соседних странах, а также своими удушающими санкциями, которые тяжким бременем ложатся на плечи простых сирийцев. Призываем членов Совета с осторожностью относиться к оценкам гумизъятий из санкционных режимов. Их введение – не жест великодушия и уж тем более не панацея от тех многочисленных бед, которые западные санкции принесли и продолжают приносить сирийскому народу. Гумизъятия – это не шаг, заслуживающий особой похвалы, а необходимый минимум того, что в текущих условиях могут и обязаны предпринять власти США и европейских стран. И, конечно, вопрос о полном снятии односторонних санкций не только никуда не уходит, но и наоборот – приобретает еще большую актуальность. Санкционный сюжет, в частности, нашёл отражение в контексте последствий февральского землетрясения в тематическом обзоре Экономической и социальной комиссии для Западной Азии. С нетерпением ждем также доклада страновой команды ООН в Сирии по влиянию санкций, обещанного еще в январе.

Секретариат ООН не раз информировал о том, что проблемы в работе гуманитарщиков «на земле» по причине так называемого эффекта «перестраховки» остаются. Из-за американского «Акта Цезаря» даже усилиями ООН в Дамаск не может быть осуществлена гуманитарная поставка российских удобрений из числа заблокированных в портах ЕС. Подчеркнем, к этим удобрениям у нас нет доступа, а в рамках упомянутого антисирийского санкционного режима удобрения являются товаром «двойного назначения», что минимизирует шансы на их отправку. С учетом того, что в Сирии назревает голодная катастрофа, а ее сельскохозугодья оккупируются США, ожидаем, что именно Вашингтон, если он действительно привержен гуманитарным ценностям, предпримет необходимые шаги, которые позволили бы ооновцам осуществить эту, повторимся, гуманитарную операцию. Пока, к сожалению, ничего подобного не происходит.

Еще раз призываем Секретариат ООН не замалчивать проблемы с негативными последствиями санкций против Сирии, и, в частности, добиться отправки в эту страну партии наших удобрений. 

Отдельно требуем лично от Генсекретаря ООН отозвать свою скандальную методичку «Параметры и принципы гумсодействия Сирии», которая служит «зонтиком» для западных доноров и де-факто легитимизирует их политические установки о нецелесообразности финансирования инфраструктурных проектов на территории, контролируемой законными сирийскими властями.

Г-жа Председатель,

Говоря о военно-политическом треке сирийского урегулирования приходится признать, что к имеющимся проблемам на «земле», таким как незаконное иностранное военное присутствие и сохраняющиеся очаги терроризма, добавились новые в виде угрозы возможной военной операции на севере Республики, а также активизации разношерстных вооруженных группировок, в том числе из-за освобождения пленных игиловцев.

На этом фоне продолжаются регулярные произвольные силовые акции Израиля. Так, 19 февраля ВВС Израиля нанесли очередные удары по территории Сирии. Было атаковано несколько целей в Дамаске и его окрестностях. Одна из ракет попала в жилой дом в районе плотной городской застройки. В результате погибли пять человек, еще 15 получили ранения. А один из осколков перехваченной сирийскими ПВО израильской ракеты упал в 300 метрах от здания Посольства России в Дамаске.

Решительно осуждаем предпринятые Израилем силовые действия, которые являются грубым нарушением норм международного права. Настоятельно призываем израильскую сторону прекратить вооруженные провокации в отношении САР и воздерживаться от шагов, чреватых опасными последствиями для всего региона. Исходим из того, что продолжение подобной порочной практики абсолютно неприемлемо, особенно в условиях, когда многие страны мира, включая Россию, активно помогают сирийцам в преодолении последствий разрушительного землетрясения, направляя в эту страну своих спасателей, медиков и гуманитарные грузы.

Вновь напоминаем, что для достижения устойчивой стабилизации и безопасности как в Сирии, так и за ее пределами необходимо полное восстановление ее территориальной целостности и суверенитета, а также контроля Дамаска над всей национальной территорией. Именно эти принципы лежат в основе договоренностей Астанинского формата – России, Ирана и Турции – по Идлибу и Заевфратью. Совместно с партнерами будем и впредь терпеливо содействовать достижению устойчивой и долгосрочной нормализации в Сирии и регионе.

Г-жа Председатель,

Последовательно выступаем за продвижение процесса политического урегулирования, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при поддержке ООН, без внешнего вмешательства и на основе уважения принципов суверенитета, независимости и целостности САР. 

В рамках такого подхода провели обстоятельный обмен мнениями со Спецпосланником в Москве 27 февраля. В ходе консультаций была подтверждена необходимость выполнения резолюции СБ 2254, которая предусматривает содействие межсирийскому диалогу, в том числе в рамках работы Конституционного комитета (КК). В этой связи вновь хотели бы отметить востребованность усилий Г.Педерсена по деполитизации женевской площадки и возобновлению сессий КК, а также по поддержанию регулярных контактов с сирийцами.

Важно сконцентрироваться на этих задачах не отвлекаясь на иные инициативы, «добавленная стоимость» которых по-прежнему остается для нас неочевидной.

Благодарю Вас.

 

Видео выступления