Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова перед принятием резолюций ядерного блока в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Хотели бы сделать общее заявление по ряду принципиальных моментов, содержащихся в проектах резолюций ядерного блока.

Россия выступает за сбалансированное выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия на основе трех его составляющих. При этом мы руководствуемся консенсусными документами, одобренными заключительными конференциями обзорных циклов ДНЯО 1995, 2000 и 2010 гг., и остаемся приверженными их положениям.

Привержены достижению безъядерного мира в качестве конечной цели усилий в области ядерного разоружения. Оно должно рассматриваться как часть процесса всеобщего и полного разоружения в строгом соответствии с положениями преамбулы, а также Статьей VI ДНЯО во всей её целостности и без вычленения из неё отдельных элементов. Ядерное разоружение должно осуществляться поэтапно на основе консенсуса с учётом интересов всех стран и проводиться таким образом, чтобы соответствующие шаги не наносили ущерб чьей-либо безопасности, способствовали бы стабильности и вели к упрочению международного мира и глобальной безопасности. На этом направлении важны усилия всех членов международного сообщества, включая неядерные страны, по формированию климата, благоприятствующего процессу разоружения.

Рассматриваем предоставление и реализацию гарантий безопасности неядерным государствам в качестве принципиальной задачи укрепления режима ДНЯО. Россия вместе с другими ядерными державами в 1995 году выступила соавтором резолюции Совета Безопасности ООН 984, в соответствии с которой были предоставлены позитивные гарантии безопасности, а также приняты к сведению национальные заявления ядерных государств по негативным гарантиям. Создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО) – один из наиболее оптимальных способов получения таких гарантий. Подписывая соответствующие протоколы к договорам об учреждении таких зон, Россия берет на себя юридические обязательства о соблюдении их безъядерного статуса и о неприменении против участников зон ядерного оружия. Такие протоколы Россия подписала к договорам Тлателолко, Раротонга, Семипалатинскому договору и Пелиндаба и все их ратифицировала.

Поддерживаем расширение географии ЗСЯО как инструмента для решения проблемы гарантий безопасности.

При этом исходим из того, что любое государство имеет суверенное и неотъемлемое право делать оговорки к международным договорам. Российские интерпретирующие заявления к Протоколам к Договорам о ЗСЯО не затрагивают интересов государств, намеренных строго придерживаться своих обязательств по упомянутым Договорам. Военно-политическая обстановка в мире обостряется, как следствие, архитектура международной безопасности сталкивается со все более серьезными вызовами. В этом контексте предоставляемые Россией гарантии безопасности не являются безусловными и призваны обеспечивать поддержание заявленного безъядерного статуса таких территорий.

Создание альянса АУКУС лишний раз подтверждает актуальность и оправданность российский уточняющих заявлений при присоединении к упомянутым Протоколам, учитывая тот факт, что государство-участник ЗСЯО вошло в военный альянс с двумя ядерными государствами НАТО.

Россия на постоянной основе информирует мировую общественность о предпринимаемых шагах в соответствующей области, как в рамках обзорного процесса ДНЯО, так и на других профильных многосторонних площадках. Как и другие страны ядерной «пятёрки», Россия регулярно представляет национальные доклады, подготовленные на основе принятой стандартизированной формы отчетности, которая в полной мере сохраняет свою актуальность.

Считаем ошибочной разработку Договора о запрещении ядерного оружия. Он подготовлен на неконсенсусной основе и лишь углубляет противоречия между государствами и обостряет ситуацию вокруг ДНЯО, делая тем самым режим нераспространения ядерного оружия менее устойчивым.

Уверены, что продвижение концепции «гуманитарных последствий применения ядерного оружия» ведёт к подмене понятий, когда главной целью ядерного разоружения провозглашается не укрепление международной безопасности и стабильности, а достижение неких абстрактных «гуманитарных стандартов». Данная концепция вырывает проблематику ядерного разоружения из стратегического и правового контекстов, отвлекает внимание от первоочередной задачи формирования надлежащих международных предпосылок для дальнейшего сокращения ядерных вооружений.

Благодарю за внимание.