Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН в связи с рассмотрением жалобы по Статье VI Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия

Г-н Председатель,

Отмечаем доклад заместителя Высокого представителя по вопросам разоружения г-на Адедежи Эбо.

Российская Федерации запросила созыв данного заседания Совета Безопасности ООН на основании Статьи VI Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) для рассмотрения представленной 24 октября с.г. жалобы, содержащей доказательства нарушений Украиной и США обязательств по КБТО в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории. Эта жалоба содержится в письме, распространенном в Совете 25 октября в качестве официального документа за номером S/2022/796.

На протяжении длительного времени Российская Федерация неоднократно выражала обеспокоенность в связи с военно-биологической деятельностью, проводимой при самом непосредственном содействии и участии военного ведомства США в лабораториях на территории бывших республик СССР, вдали от североамериканского континента и вблизи от российских границ. Такая активность осуществляется в том числе через Агентство по уменьшению угрозы Пентагона (АУУ) и частные компании, являющиеся постоянными подрядчиками военного ведомства США, включая Black & Veatch Special Projects Corp., CH2M Hill, Metabiota. Этоявляется прямой угрозой биологической безопасности Российской Федерации.

В ходе специальной военной операции на Украине получен ряд документов и свидетельств, убедительно доказывающих истинный характер взаимодействия Пентагона и его подрядчиков с украинской стороной в военно-биологической сфере. Они были подробно представлены на многочисленных брифингах Минобороны России и заседаниях СБ ООН. Анализ данных материалов указывает на несоблюдение США и Украиной положений КБТО.

При принятии решения о подготовке жалобы и созыве заседания СБ ООН Россия действовала в строгом соответствии с пониманиями государств-участников КБТО, зафиксированными в заключительных документах Второй и Третьей конференций по рассмотрению действия Конвенции. Прежде чем переходить к использованию механизма Статьи VI, мы предприняли все необходимые действия для урегулирования ситуации в двусторонних и многосторонних форматах. В середине июня с.г. мы направили США и Украине соответствующие памятные записки с перечислением конкретных вопросов в отношении выполнения ими положений статей I и IV Конвенции, просьбой об исчерпывающих ответах на них. Однако Вашингтон и Киев не представили необходимые пояснения и не приняли незамедлительные меры по исправлению сложившейся ситуации.

Учитывая сохранявшуюся недопустимую ситуацию в сфере биобезопасности, в конце июня с.г. мы направили двум депозитариям КБТО обращение с просьбой инициировать в соответствии со Статьей V КБТО процедуру созыва консультативного совещания с приложением большого массива документов в обоснование наших озабоченностей. В конце июля состоялись неформальные консультации для предварительного обсуждения организационных вопросов предстоящей встречи, а 26 августа и 5-9 сентября прошло консультативное совещание. Сам факт его проведения и содержательный характер дискуссий в его рамках подтверждают актуальность поставленной нами проблемы, которая касается не только России, но и всего мирового сообщества.

Российская сторона исходила из того, что консультативное совещание позволит заинтересованным делегациям при поддержке своих экспертов досконально разобраться в сложившейся ситуации, обменяться оценками, задать профессиональные вопросы и получить развёрнутые ответы. В ходе совещания мы предприняли все необходимые усилия для детального представления материалов и аргументации с тем, чтобы обеспечить достижение консультативным совещанием поставленных целей и урегулировать ситуацию, связанную с военно-биологической деятельностью на украинской территории. Рассчитывали получить от представителей США и Украины все необходимые пояснения по существу наших озабоченностей, а также стимулировать Вашингтон и Киев к принятию всеобъемлющих исчерпывающих мер для исправления сложившегося положения дел.

Однако по итогам обмена мнениями между государствами-участниками вынуждены констатировать, что подавляющее большинство выдвинутых нами претензий остались без должного ответа. Как следует из итогового доклада консультативного совещания, консенсуса по поставленным вопросам достичь не удалось. Они по-прежнему остаются открытыми и требуют урегулирования.

Российская Федерация подтверждает сохраняющиеся вопросы к США и Украине, касающиеся соблюдения обязательств по Конвенции, в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории. Соответствующий список вопросов был распространен вместе с жалобой и все участники сегодняшнего заседания могли с ним ознакомиться.

В соответствии со статьёй VI КБТО любое государство-участник Конвенции, которое констатирует, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в СБ ООН. При этом каждое государство-участник Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты СБ в соответствии с положениями Устава ООН на основании жалобы, полученной Советом.

Именно в связи с этим Российская Федерация в соответствии со статьёй VI КБТО обратилась к Совету Безопасности с жалобой, констатирующей действия США и Украины в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, и просьбой созвать заседание Совета Безопасности для рассмотрения данной жалобы.

В соответствии со Статьёй VI КБТО указанная жалоба содержит все возможные доказательства, подтверждающие её обоснованность. По Соглашению от 2005 года между военным ведомством США и минздравом Украины «О сотрудничестве по предотвращению распространения технологий, патогенов и сведений, которые могут быть использованы для разработки биологического оружия» (далее – Соглашение) Пентагон может «оказывать минздраву Украины поддержку» в области «совместных биологических исследований, определения угроз от биологических агентов и выработки ответа на них» применительно к «опасным патогенам, размещённым на объектах на территории Украины» (Статья 3). Статья 4 Соглашения предписывает хранить патогены только в лабораториях, которым оказывается содействие военным ведомством США, а также направлять в Соединённые Штаты образцы всех штаммов, собранных на Украине, и данные наблюдений за распространением инфекционных заболеваний в этой стране. Результаты работ в рамках Соглашения, равно как и информация о его выполнении, приобретают по умолчанию закрытый характер согласно Статье 7. При этом представители Пентагона или его подрядчиков, согласно Статье 5, могут принимать участие во всех мероприятиях, связанных с выполнением Соглашения.

Непосредственное участие военного ведомства США в финансировании военно-биологической деятельности на Украине отражено в Плане предоставления технической помощи определённым реципиентам Минобороны Украины от 2018 года к Соглашению 2005 года. Реальным получателем денежных средств являются лаборатории украинского Минобороны, расположенные в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. В качестве имплементационного подрядчика определена компания Black & Veatch Special Projects Corp. К 2020 году число украинских лабораторий, вовлечённых в работы, финансируемые Пентагоном через АУУ и подрядную частную компанию Black & Veatch Special Projects Corp, достигло 30 (расположены в 14 населённых пунктах), что отражено в соответствующей регистрационной карте.

Масштабы и направленность данной военно-биологической деятельности наиболее наглядно характеризует доклад по итогам проверки коллекции штаммов микроорганизмов в Научно-исследовательском противочумном институте им. И.Мечникова в Одессе. Согласно этому документу, в Институте находились 422 единицы хранения возбудителей холеры и 32 единицы хранения возбудителя сибирской язвы. Обращает на себя внимание накопление большого количества пробирок с одинаковыми штаммами разных пассажей. В отсутствие в последние годы случаев массовых вспышек указанных заболеваний на Украине номенклатура и накопленные объёмы биоагентов ставят под сомнение их предназначение для профилактических, защитных или других мирных целей.

При этом перечень изучаемых патогенов не соответствует актуальным вопросам здравоохранения Украины, как это представлено в документах Всемирной организации здравоохранения (корь, полиомиелит, туберкулёз и другие социально значимые инфекции), но включает возбудители опасных инфекционных заболеваний, которые являются потенциальными агентами биологического оружия.

В составе полученных нами документов содержатся описания проектов UP-4, Flu-Flyway и Р-781 по изучению возможности распространения опасных инфекций через мигрирующих птиц (в том числе высокопатогенного гриппа и болезни Ньюкасла) и летучих мышей (в том числе способных инфицировать человека возбудителей чумы, лептоспироза, бруцеллёза, а также коронавирусов и филовирусов), которые могут рассматриваться в качестве средств доставки. Пространственный охват обоих проектов фактически включал не только приграничные с Россией украинские регионы, но и территорию самой России.

Кроме того, 9 марта с.г. на территории Херсонской области Вооружёнными Силами Российской Федерации были обнаружены три беспилотных летательных аппарата, оснащённых ёмкостями объёмом 30 литров и оборудованием, которые могут использоваться для распыления биоагентов. В конце апреля 2022 года найдены ещё 10 таких же аппаратов в районе населённого пункта Каховка. Эти факты приобретают особое значение на фоне подтверждённого запроса украинской стороны в адрес компании - производителя БПЛА «Байрактар» о максимальной полезной нагрузке БПЛА «Bayraktar Akinci» (дальность полёта до 300 км) и возможности оборудовать его системой создания аэрозолей с ёмкостью свыше 20 л.

Одновременно остаётся без ответа вопрос о патенте США № 8,967,029 В1 от 3 марта 2015 года, выданном Бюро США по патентам и товарным знакам на беспилотный летательный аппарат для распространения в воздухе заражённых комаров, т.е. на оборудование (изделие), которое предназначается для использования в качестве технического средства доставки и применения биологического оружия – «биологических и иммунобиологических агентов, бактерий, вирусов» (в том числе высоко контагиозных), которые могли бы «уничтожить весь личный состав противника».

В соответствии с описанием такой беспилотник транспортирует в заданный район контейнер с большим количеством комаров – переносчиков инфекций и высвобождает их. При укусе комары инфицируют атакуемых людей возбудителями особо опасных заболеваний. В пояснении прямо подчёркивается, что заражённый военнослужащий будет не способен выполнять поставленные перед ним задачи, в силу чего «заболевание может быть более ценным военным инструментом, чем самое современное вооружение и военная техника». Указывается, что «подобное заражение военнослужащих противника в военном отношении дало бы значительный эффект».

В соответствии с американским законодательством патент в США не может быть выдан в отсутствие исчерпывающего описания «фактического устройства». Таким образом, можно сделать вывод, что контейнер как средство доставки биоагентов был разработан и может быть оперативно произведён.

В отчётности Украины, предоставляемой ежегодно в рамках мер укрепления доверия КБТО, которые были созданы государствами- участниками «в целях предотвращения или сокращения случаев возникновения неясностей, сомнений и подозрений», сведения о проводимых программах и проектах, осуществляемых с 2016 года (в том числе UP-4, Flu- Flyway и Р-781), и финансировании со стороны военных ведомств иностранных государств отсутствуют, что ставит вопрос о нарушении политических обязательств в отношении передачи сведений по мерам укрепления доверия, принятых государствами-участниками КБТО. В отчётности США сведения о проводимых программах и проектах за пределами национальной территории и их финансировании также отсутствуют. Наши многократные призывы к американской стороне дать исчерпывающие разъяснения в отношении такой деятельности, остаются без должной реакции по существу. Подобная скрытность и игнорирование со стороны США российских претензий лишь подтверждают их обоснованность.

Приведённые обстоятельства и характер осуществлявшейся на Украине военно-биологической деятельности свидетельствуют о нарушениях США и Украиной положений Статей I и IV КБТО.

Такие оценки дополнительно подтверждаются в аналитических докладах Херсонского управления Службы безопасности Украины от 30 июня 2016 года и 28 февраля 2017 года. В них отмечается, что программы АУУ, осуществляемые через компанию Black & Veatch Special Projects Corp., были направлены на установление контроля за функционированием микробиологических лабораторий Украины по исследованию патогенов инфекционных заболеваний, которые могут быть использованы для создания или модернизации биологического оружия. Указано, что подчинённость проектов военному ведомству иностранного государства создавала предпосылки для проникновения в региональные лаборатории иностранных специалистов и их ознакомление со стратегическими разработками.

Г-н Председатель, 

Мы представили проект резолюции СБ ООН, который в соответствии со Статьёй VI КБТО нацелен на учреждение и направление комиссии Совета для того, чтобы расследовать представленные в жалобе Российской Федерации претензии к США и Украине, касающиеся соблюдения обязательств по КБТО в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории. Сейчас идет его обсуждение на экспертном уровне, рассчитываем на его оперативное согласование и принятие.

Надеемся, что комиссии Совета удастся в сжатые сроки прояснить все обстоятельства возможного несоблюдения Вашингтоном и Киевом обязательств по КБТО в контексте деятельности биолабораторий на украинской территории, с тем чтобы стимулировать американскую и украинскую стороны исправить сохраняющуюся недопустимую ситуацию. Ожидаем, что соответствующий доклад с рекомендациями комиссия представит Совету Безопасности не позднее 30 ноября с.г., а также проинформирует о результатах расследования государства - участники Конвенции в ходе её Девятой Обзорной конференции, запланированной в Женеве на 28 ноября - 16 декабря с.г.

В зависимости от итогов рассмотрения представленной нами жалобы и проекта резолюции Совета Россия будет выстраивать свою дальнейшую линию по обеспечению национальной, региональной и глобальной биобезопасности, а также укреплению КБТО и урегулированию ситуации, связанной с нарушением США и Украиной обязательств по Конвенции в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово:

Г-н Председатель, 

В пропагандистском арсенале наших западных коллег давно уже есть убийственный, по их мнению, аргумент: «Россия включает ложную тревогу», «распространяет дезинформацию», «вводит членов СБ в заблуждение», «отвлекает Совет от обсуждения более важных дел». В то же время по существу мы сегодня ничего не услышали, да и сказать нашим западным коллегам было нечего, кроме того, что, по их высокому безапелляционному мнению, все это не заслуживает ни малейшего внимания. Кстати, нам странно, что некоторые из вас до сих пор не знают разницу между биологическим и химическим оружием, смешивая и то, и другое в одну кучу.

Нам сегодня заявили, в том числе представитель Соединенного Королевства, что все вопросы были рассмотрены, и российские обвинения отвергнуты. Кем? Вами? Мы давно знаем, что мнение Соединенного Королевства – «истина в последней инстанции». И раз они отвергли эти обвинения, значит вопрос закрыт. 

Нас сегодня пытаются убедить, что сотрудничество США и Украины в биологической сфере носит исключительно мирный характер. Но ответьте на простой вопрос: почему с американской стороны его курирует военное ведомство (Пентагон) и его многочисленные подрядчики? Если бы вы действительно изучили предоставленную нами подборку документов, в чем у меня, например, есть большие сомнения, то вы бы увидели копии соглашений и актов на выполнение работ, которые подписаны представителями военных ведомств с обеих сторон. Каким гуманитарным сотрудничеством должно заниматься Министерство обороны? Мы не услышали ответа даже на этот элементарный вопрос. А их в трехсотстраничной подборке, которую мы распространили, еще очень много. И особенно нас, конечно, умилил тезис нашей американской коллеги о том, что подтверждением отсутствия военно-биологической деятельности США на Украине служит отрицание этого со стороны Управления по вопросам разоружения Секретариата ООН. Вы нас правда считаете такими наивными, предполагая, что Пентагон будет информировать Высокого представителя и Управление по вопросам разоружения Секретариата ООН о своих секретных военно-биологических программах на Украине?

Мы используем механизм, предусмотренный КБТО. Мы прибегли к ст.V КБТО. Ответов по существу мы не получили. В таком случае мы вынуждены воспользоваться положениями ст.VI КБТО. И тот факт, что вам это не нравится, не делает наш запрос нелегитимным. Повторяю: мы двигаемся в правовом поле, предусмотренном КБТО. И даже если наши аргументы и представленные факты, как я уже сказал, вам не нравятся, вы не вправе игнорировать и смещать фокус внимания на ваши политические оценки. Возможно, именно так вы бы предпочли действовать в рамках продвигаемого вами «порядка, основанного на правилах», где правила задаете вы, а остальные обязаны их выполнять, но здесь, в ООН, мы все-таки опираемся на международное право, перед которым все равны. И хотите вы или нет, но за нарушения КБТО, если они будут доказаны, придется отвечать. 

Коллеги, ваши созвучные попытки выставить наши аргументы в качестве пропаганды слишком неубедительны и указывают лишь на блоковую дисциплину или точнее – круговую поруку. 

Еще раз повторяю: ни США, ни Украина на наши вопросы не ответили в Женеве и не ответили сегодня. Я думаю, что то же самое будет, когда мы услышим выступление представителя Украины. Поэтому мы действуем строго в рамках КБТО и идем дальше: подали жалобу в Совет Безопасности и вносим проект резолюции о проведении необходимого расследования. Это наше право, нравится вам или нет. Поэтому давайте двигаться в правовом поле, а политические оценки оставим для других заседаний. 

Благодарю Вас.