Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя российской делегации А.С.Шестопаловой в ходе тематической дискуссии по разделу «Разоруженческий механизм» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Центральную роль в решении вопросов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН), равно как и международного мира и глобальной безопасности отводим ООН в соответствии с её Уставом. Задачи укрепления действующих и разработка новых режимов в данной сфере должны решаться либо в рамках уже существующих конвенционных механизмов либо разоруженческого механизма ООН. Лишь такой принцип может обеспечить подлинную многосторонность в разоружении.

Необходимо активизировать поступательную и конструктивную работу всех элементов уникальной разоруженческой «триады» – Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению (КОР), Конференции по разоружению (КР). В этих целях государствам-членам следует строго придерживаться мандатов и правил процедуры данных структур и избегать политизации, наносящей серьезный ущерб поиску консенсусных решений актуальных проблем КВРН.

В данной связи особого внимания мирового сообщества требуют непрекращающиеся попытки западных государств расшатать многосторонние разоруженческие форумы и использовать ООН в угоду собственным узкокорыстным амбициям без учёта интересов остальных государств-членов, прежде всего из числа развивающихся стран. Указанные государства продолжают политизировать деятельность Первого комитета Генассамблеи ООН, КОР и КР. Открыто призывают к ревизии действующей архитектуры КВРН, основанной на нормах и принципах международного права, и её подмене некими необязывающими правилами, рассчитанными на реализацию задач по обеспечению дальнейшего доминирования этой группы государств. 

Считаем такие действия абсолютно неприемлемыми, несущими конфронтационный заряд, чреватыми разобщением мирового сообщества, ростом напряжённости, утратой доверия и отвлечением его внимания от реальных проблем международной безопасности. Подобные шаги провоцируют дальнейшую эрозию действующей международно-правовой системы в области КВРН, подрывают международную безопасность в целом и делают невозможным любое движение по пути полного и всеобщего разоружения.

Наглядным примером проявления всех вышеперечисленных деструктивных тенденций в полной мере является недавно завершившаяся сессия КР. В нарушение мандата Конференции государства Запада используют этот форум для сведения политических счётов, закрепления на разоруженческой площадке своих непрофильных преференций. Предпринимаются попытки втащить на КР вопросы, не относящиеся непосредственно к её мандату и повестке дня. Причина такого положения дел кроется в нежелании западных коллег заниматься тем, что на них возложено решениями Первой Спецсессии ГА ООН по рассмотрению вопросов разоружения. А именно вести переговоры по выработке международных инструментов по контролю над вооружениями и разоружению. С этим и связана низкая эффективность работы Конференции в нынешнем году. 

Обращаем внимание, что американская сторона по-прежнему недобросовестно соблюдает свои обязательства по выдаче виз членам делегаций, направляющимся на мероприятия по линии ООН. 

Такая практика недопустима и является грубым нарушением международно-правовых обязательств США по Соглашению 1947 года о штаб-квартире ООН, предусматривающему предоставление беспрепятственного проезда в район центральных учреждений Организации представителей или должностных лиц государств-членов ООН, а также выдачу им виз «безвозмездно и в возможно краткий срок».

Без обеспечения беспрепятственного доступа представителей всех государств-членов в Нью-Йорк со стороны властей США во исполнение своих обязательств по Соглашению 1947 г. о штаб-квартире ООН и резолюции ГА ООН 75/146 едва ли реалистично рассчитывать на профессиональный экспертный диалог. 

Г-н Председатель,

Убеждены в необходимости консолидации международного сообщества вокруг созидательной, конструктивной повестки дня в целях сохранения и совершенствования действующей системы договорённостей в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Руководствуясь именно этими целями, на двухгодичной основе вносим на рассмотрение Первого комитета ГА ООН проект резолюции «Укрепление и развитие системы договорённостей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению». Документ выдержан в духе объединительной повестки дня. Рассчитываем на его одобрение консенсусом.

Со своей стороны, Россия продолжит прилагать усилия по повышению эффективности и согласованности действий разоруженческой триады. Важно противостоять любым попыткам ревизии разоруженческого механизма ООН, под какими бы предлогами они ни проводилась. Работа Первого комитета ГА ООН, КР и КОР должна быть нацелена на результат и осуществляться в полном соответствии с Уставом ООН, другими нормами международного права и определёнными для них полномочиями. Идеи реформирования основополагающих методов работы и правил процедуры разоруженческих форумов ООН представляются контрпродуктивными.

Хотели бы напомнить о нашей сохраняющей актуальность инициативе, представленной в марте 2016 г. в целях преодоления двадцатилетнего застоя в переговорной работе КР. Мы возобновляем призыв приступить к разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, которая позволила бы преодолеть стагнацию и запустить переговорный процесс на Конференции в соответствии с имеющимся мандатом. На рабочем столе КР остается и российско-китайский проект договора по предотвращению размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

Убеждены, что Конференция в силу её уникального статуса единого переговорного форума в области разоружения способна внести весомый вклад в нормализацию ситуации в области международной безопасности и способствовать укреплению доверия между государствами.

Благодарю за внимание.