Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по вопросу коллективной поддержки региональных структур для обеспечения мира и безопасности

Г-н Председатель,

Благодарим делегацию Ганы за организацию дискуссии по вопросам укрепления сотрудничества между ООН и региональными системами в области миротворчества.

Признательны Высокому представителю Фонда мира Афросоюза Дональду Каберуке, Вице-президенту Комиссии ЭКОВАС Дамтьену Тчинтчибидье и другим докладчикам за высказанные оценки. 

Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями является неотъемлемым элементом текущей международной повестки дня в целом и СБ ООН в частности. Неизменно выступаем за развитие такого взаимодействия на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII. 

Россия последовательно поддерживает самостоятельные усилия государств Африки в поддержании мира и безопасности на континенте. Мы выступаем за поступательное развитие сотрудничества ООН с Афросоюзом и субрегиональными организациями континента на основе принципа «африканским проблемам – африканское решение».

Особо отмечаем важность усилий Афросоюза и субрегиональных организаций по предотвращению конфликтов и посредническому участию в разрешении споров. Африканцы, как правило, лучше знают местные нюансы и, что немаловажно, не имеют двойной повестки. К сожалению, мы помним массу примеров, когда африканские посреднические усилия задвигались на второй план или целенаправленно срывались внешними игроками.

Высоко оцениваем стремление Афросоюза к скорейшему практическому использованию учрежденных в рамках «Африканской архитектуры мира и безопасности» африканских сил постоянной готовности. 

Полагаем оправданной постановку странами Африки вопроса об оказании материального и финансового содействия мерам по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках партнерства ООН и Афросоюза. Согласны, что важно повышать предсказуемость, надежность и гибкость в вопросе финансирования афроопераций и совместных миссий. В принципиальном плане не возражаем против рассмотрения возможностей расширения участия ООН в таких миссиях, готовы к дальнейшему конструктивному диалогу в этой связи. Отметим при этом, что эта дискуссия ведется в ООН уже много лет и хорошо известно, какие страны противодействуют принятию значимых решений. При этом в качестве предлогов зачастую говорится о недоверии к африканским усилиям или выдвигаются особые требования, связанные с правами человека и тому подобным.

За примерами активной вовлеченности африканцев в поддержание мира и безопасности на собственном континенте далеко ходить не надо. Хотели бы отдать должное тем жертвам, которые принесли африканские страны, направившие свои воинские контингенты в состав АМИСОМ и теперь в АТМИС для борьбы с «Аш-Шабаб». Но знаем также, как непросто достигать согласия по вопросам финансовой поддержки миссии Афросоюза в Сомали. Отрадно, что в отношении нее действует ряд институтов по линии ООН, которые необходимы для функционирования АТМИС.

В этой связи хотела бы подчеркнуть, что залогом успеха региональных усилий является общая оценка странами региона имеющихся угроз и путей их преодоления, а также готовность нести риски при их купировании, создать слаженную и эффективную систему командования и контроля. Что касается способов финансирования, то какие бы из них ни были сообразны ситуации, важно, чтобы у стран-инициаторов сохранялось пространство для своих собственных политический решений относительно противодействия угрозам.

Хорошим примером последнего времени являются совместные действия Мозамбика, Сообщества стран Юга Африки и Руанды в противодействии теругрозам в Кабо-Дельгаду. В январе на саммите САДК было подтверждено достижение серьезного прогресса с момента размещения войск в Мозамбике. Еще одним важным достижением САДК в сфере противодействия терроризму стало создание в марте 2022 г. контртеррористического центра организации в Танзании. Отметим при этом предоставление европейцами финансового содействия и авиатехники.

Аналогичные успешные примеры можно найти и в недавнем прошлом. Это касается, например, деятельности региональных сил Африканского союза по ликвидации Господней армии сопротивления в северной Уганде, а также в усилиях в борьбе с Боко Харам.

Россия оказывает многопрофильную поддержку африканским усилиям по поддержанию мира на континенте, в том числе путем обучения африканских военнослужащих и правоохранителей в российских учебных заведениях. Отмечаем подготовку миротворцев, в том числе из Африки, на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России, а также военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» и Международного противоминного центра Минобороны России.

В заключение хотела бы также отметить, что региональные организации эффективно действуют не только в Африке. В частности, на евразийском пространстве – это Организация Договора о коллективной безопасности. В ходе январских событий этого года в Казахстане ОДКБ приобрела первый положительный опыт миротворчества. Страна столкнулась с беспрецедентным вызовом своей безопасности, целостности и суверенитету. Лишь эффективные действия казахстанских властей, а также легитимная оперативная помощь союзников по ОДКБ помогли предотвратить катастрофу. 

Благодарю за внимание.