Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного Представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по Мали

Г-н Председатель,

Признательны Cпецпредставителю Генсекретаря Эль-Гасиму Вану и г-же Аминате Дико за их брифинги. Приветствуем участие в заседании Министра иностранных дел и международного сотрудничества Мали Абдулайе Диопа. 

Убеждены, что малийские власти нацелены на то, чтобы сделать все возможное для преодоления стоящих перед их страной вызовов, прежде всего в плане обеспечения безопасности и внутриполитической стабильности.

Малийцы демонстрируют твердый настрой на возвращение страны к конституционному порядку в согласованные сроки. Предпринимаются усилия по реализации в полном объеме «дорожной карты» переходного периода. Продолжается работа над проектом новой конституции, который учитывает ключевые положения Алжирского мирного соглашения 2015 г.

Важно, что малийское руководство привержено выполнению этого документа, остающегося основой для достижения устойчивого мира и национального согласия в стране. В конце прошлого года, после почти годичного перерыва, состоялось заседание Контрольного комитета, на котором были приняты важные решения, в т.ч. касающиеся процесса разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов. Призываем подписантов, прежде всего «Координацию движений Азавада», возобновить участие в предметной работе Комитета. Надеемся, что взаимоприемлемое решение о модальностях проведения встреч будет найдено.

Солидарны с действующими малийскими властями в том, что именно вопрос безопасности является безусловным приоритетом переходного периода. Страна продолжает упорную и сложную борьбу с терроризмом. Из-за вакуума безопасности, связанного с поспешным выводом французских и европейских военных подразделений с территории Мали, значительно активизировались террористы из «Исламского государства Большой Сахары» и «Группы поддержки ислама и мусульман». Эти аффилированные с ИГИЛ и «Аль-Каидой» тергруппировки продолжают совершать регулярные вылазки против мирного населения, подразделений малийской армии, миротворцев ООН. Однако, несмотря на объективные сложности, в последние месяцы вооруженные силы Мали продемонстрировали, что они способны добиваться результатов в борьбе с террористами. 

Выражаем поддержку деятельности МООНСМА, направленную на содействие малийским властям и населению страны в преодолении стоящих перед ними проблем, прежде всего в целях стабилизации ситуации. Знаем об угрозах, которые несет для «голубых касок» служба в Мали, особенно в центральных и северных регионах. Чтим память миротворцев и малийских солдат, отдавших свои жизни ради мира и безопасности в этой стране. 

Удовлетворены тем, что в диалоге с переходным правительством наметился прогресс и есть подвижки в вопросах обеспечения надлежащего уровня координации. Сожалеем, что ряд стран-поставщиков контингентов принял решение покинуть или приостановить свое участие в МООНСМА. 

Исходим из того, что МООНСМА должна строго следовать своему мандату в области прав человека – а именно в оказании поддержки малийским властям в проведении соответствующих расследований. Политизация этого досье недопустима. 

В контексте проведения оценки модальностей работы МООНСМА и внутреннего обзора деятельности Миссии хотели бы акцентировать, что мы продолжаем рассматривать варианты переформатирования ооновского присутствия. Надеемся, что весь этот процесс будет ориентирован на потребности Мали, поддержку ее усилий. Поскольку мнение принимающего государства – безусловный приоритет, считаем, что консультации должны быть продолжены. 

Г-н Председатель,

В целом исходим из того, что успешное выполнение Миссией своего мандата, в том числе в области содействия восстановлению конституционного порядка, реализации соглашения о мире и примирении и на других направлениях, невозможно без оказания поддержки силам обороны и безопасности Мали. Лишь они способны вести необходимые наступательные действия против террористов. 

Россия оказывает малийской армии всестороннюю помощь, в том числе в области повышения ее боеспособности и подготовки военнослужащих. Такое взаимодействие, осуществляемое по запросу Бамако и в строгом соответствии с применимыми нормами международного права, приносит свои плоды. ВС Мали проводят успешные контртеррористические операции в центре страны. Прилагаются последовательные усилия по освобождению от боевиков северных и восточных районов.

Считаем негативную реакцию западных коллег на укрепление российско-малийского сотрудничества очередным проявлением неоколониальных подходов, которые, в сочетании с отсутствием осязаемых результатов в деле стабилизации в Мали после долгих лет военного присутствия, и стали причиной того, что малийцы приняли решение найти для себя новых партнеров.

Неэффективность этих усилий была очевидна из доклада внутреннего обзора. Аналогичную ситуацию мы видели и с Афганистаном, где 20-ти летнее присутствие США привело к полному провалу и сопровождалось многочисленными преступлениями. Сейчас Совет Безопасности, как и в Афганистане, должен это все исправлять, а виновата как будто Россия. 

В отличие от некоторых западных коллег, Россия не пытается вмешиваться в политику этой страны, не выдвигает условий предоставления ей помощи, которые могли бы нанести вред национальному суверенитету. Основа наших отношений – многолетнее равноправное двустороннее сотрудничество и понимание общей цели борьбы с мировым злом в лице терроризма. В этой связи не должно вызывать удивление, что никаких жалоб от африканских партнеров относительно параметров нашего взаимодействия мы не получаем. Использовать площадку Совета Безопасности для сведения счетов с Россией – это не только проявление безответственного подхода, но и неуважение к миллионам малийцев. 

Обратили внимание на заявление Парижа о прекращении финансирования программ помощи развитию в Мали. Понятны ответные действия малийского правительства, которое в ноябре прошлого года запретило деятельность в стране НПО, пользующихся материальной или технической поддержкой Франции. Очевидно, что решение Парижа может еще более усугубить тяжелую гуманитарную ситуацию в Мали, где, по данным ООН, более 5,3 млн чел. нуждаются в гуманитарном содействии, а число внутренне перемещенных лиц достигло 440 тыс. чел. При этом гумпризыв для Мали остается хронически недофинансированным. 

Россия намерена и далее конструктивно содействовать нормализации положения в Мали как на площадке СБ ООН, так и посредством оказания комплексной поддержки Бамако на двусторонней основе. При этом полагаем, что эффективная помощь малийским властям в обеспечении безопасности и проведении сбалансированной политики в вопросах урегулирования кризиса – в наших общих интересах. Без коллективных усилий будет очень трудно добиться достижения прочного мира и стабильности на всем пространстве Сахаро-Сахеля, которое до сих пор не может преодолеть вызовы, спровоцированные незаконной западной интервенцией в Ливии в 2011 г. 

Одновременно мы твердо убеждены, что главная роль в поддержании мира и безопасности в Сахаро-Сахеле должна принадлежать самим сахельцам. Выступаем за проведение государствами региона подлинно независимой линии на основе принципа «африканским проблемам – африканские решения».

Благодарю Вас.