Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании Комитета по сношениям со страной пребывания

Г-н заместитель Генерального секретаря,

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Наш Комитет находится в кризисе. Никак по-другому нельзя назвать ситуацию, при которой нарушения страной пребывания своих международных обязательств по Соглашению о Центральных учреждениях ООН безнаказанно продолжаются годами. Страдает, впрочем, не только Комитет или учредившая его Генассамблея – речь об ООН в целом. США по своему усмотрению создают для представительств отдельных государств условия несовместимые с эффективным взаимодействием с ООН. Как это соотносится с принципом суверенного равенства по Уставу – вопрос риторический.

Задача Комитета не в том, чтобы время от времени дежурно заслушивать жалобы пострадавших делегаций и стандартные объяснения государства пребывания и его «группы поддержки». Все-таки здесь не дискуссионный клуб, а орган, специально созданный для поиска практических решений и устранения конкретных проблем. И, надо сказать, раньше он с этим справлялся. Сейчас его практическая полезность находится под большим вопросом.

Неспособность ООН добиться решения многочисленных проблем только поощряет дальнейшие нарушения со стороны Вашингтона. Важно понимать, что США удобно иметь возможность проецировать двустороннюю повестку на условия работы Постпредств «неугодных» государств. США не волнует, что это прямо запрещено положениями Соглашения. Они не прекратят нарушения в добровольном порядке.

На этом фоне не вызывает никакого удивления то обстоятельство, что многолетние контакты по линии Секретариата с США по проблемам пострадавших делегаций не принесли абсолютно никакого результата.

В этой связи сожалеем, что здесь не присутствует Генеральный секретарь, которому в контексте Соглашения отведена особая роль по отстаиванию интересов всемирной Организации и представительств при ней. Отмечаем присутствие его заместителя г-на Соареша. Накопившийся массив давно требует не «кулуарных контактов», а запуска полноценного арбитража ООН-США, как это предусмотрено рекомендациями Комитета и резолюциями Генассамблеи.

Сохранение проблем в полном объеме — это не какая-то политическая позиция или фигура речи, а объективный факт. В этой связи хотели бы поделиться с членами Комитета обновленной информацией о серьезных нарушениях Соглашения в отношении российского Постпредства, которые так и не были исправлены США в предписанные Генассамблеей «разумные и ограничение сроки».

В настоящий момент в «листе ожидания» виз 36 сотрудников Постпредства и 59 членов их семей. Из них у 57 человек имеющиеся визы уже просрочены, а 15 – ожидают решения вообще свыше года. Все эти люди не имеют возможности выехать не только в третьи страны, но и на Родину, в том числе по серьезным гуманитарным причинам. К слову, их близкие родственники из России также не могут получить въездные визы, чтобы навестить своих родных в США. Американская сторона намеренно разделяет семьи. Даже в отношении заключенных международные стандарты – т.н. правила Нельсона Манделы предусматривают отбытие наказания максимально близко к месту нахождения родственников, чтобы их можно было навещать. Получается, что в данном отношении к российским дипломатам в США применяется менее благоприятный режим, чем к осужденным лицам.

Деградирует и ситуация с новыми сотрудниками, назначенными на работу в Постпредство: почти 50 ждут въездных виз в США. Более половины из них – дольше трех месяцев.

Все так же остро стоит вопрос визовой дискриминации российских граждан, прошедших конкурс на замещение вакансий в Секретариате ООН или уже работающих в нем. Руководящие сотрудники Секретариата – О.Шаманов и А.Коваленко несколько лет не могут получить визу. Никаких подвижек по ним нет.

Не решена проблема с невыдачей виз делегатам, направляемым на мероприятия по линии ООН. На заседании Комитета в марте мы озвучили внушительный список мероприятий, на которых российская делегация оказалась недоукомплектована по этой причине. С тех пор он дополнился следующими случаями:

- глава российской делегации на Постоянном форуме ООН по вопросам коренных народов – руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В.Баринов получил визу уже после начала мероприятия и сумел приехать только на его вторую неделю, когда уже не было возможности выступить, а все главы делегаций покинули Нью-Йорк. Аналогичные проблемы в связи с несвоевременной выдачей виз возникли и у ряда членов его делегации;

- кроме того, не получили визы все женщины из числа коренных народов, которые должны были участвовать в упомянутом Постоянном форуме;

- не была выдана виза делегату на апрельский Форум ЭКОСОС по финансированию развития;

- также без виз осталась группа журналистов, которые должны были освещать визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе нашего председательства в Совете Безопасности в апреле.

И это все только с конца марта. Причем хотели бы особо подчеркнуть, что визовые запросы во всех случаях были направлены заблаговременно.

Отдельно хотела бы отметить, что США официально отказали трем делегатам России на мероприятия ООН – это само по себе является спусковым механизмом для арбитража.

Продолжающийся визовый произвол прямо противоречит положениям Соглашения, рекомендациям Комитета и позиции Юридического советника ООН.

Так, разделом 11 Соглашения предусмотрено, что американские власти не должны препятствовать доступу представителей государств-членов и должностных лиц ООН Секретариата в штаб-квартиру («shall not impose any impediments to transit to or from the headquarters district of…representatives of Members or officials of the United Nations»). Визы при этом выдаются бесплатно и по возможности оперативно («without charge and as promptly as possible»). Разделом 12 Соглашения специально оговорено, что упомянутые положения действуют вне зависимости от состояния двусторонних отношений с США («the provisions…shall be applicable irrespective of the relations between the Governments of the persons referred to…and the Government of the United States»).

Комитет в данном отношении призвал США в подпункте «j» пункта 144 своих последних рекомендаций гарантировать «выдачу всем представителям государств-членов и сотрудникам Секретариата виз, с тем чтобы лица, набранные для работы в Секретариате или направленные на работу в Постпредства, могли максимально быстро приступить к исполнению своих обязанностей, а представители государств-членов своевременно приезжать … по официальным делам ООН, в том числе для участия в официальных заседаниях».

Юридический советник ООН в 1988 году на заседании этого Комитета заявил о том, что США обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ к центральным учреждениям ООН всех без исключения официальных представителей государств-членов и выдавать им визы «безвозмездно и в возможно краткий срок». Причем это обязательство должно добросовестно выполняться США в отношении любого государства. Действующий Юридический советник на заседании Комитета 16 октября 2019 года подтвердил, что правовая позиция, изложенная в 1988 году, осталась неизменной.

Г-н Председатель,

Как хорошо знают члены Комитета, визовыми вопросами наши проблемы не ограничиваются. Так, вопиющей остается ситуация с незаконным захватом у Постпредства России части служебных помещений на Лонг Айленде. В лучших традициях Дикого Запада в одночасье без каких-либо оснований власти США украли в декабре 2016 года дипломатическую собственность, за которой десятилетиями признавались привилегии и иммунитеты.

Комитет в подпункте «f» пункта 144 своих рекомендаций предельно ясно высказался по данному вопросу, настоятельно призвав «страну пребывания незамедлительно снять любые ограничения в отношений помещений Постоянного представительства, несовместимые с привилегиями и иммунитетами» и «обеспечить соблюдение таких привилегий и иммунитетов».

Вопреки позиции нашего Комитета о необходимости отмены ограничений на свободу передвижения сотрудников Постпредств (подпункт «k» пункта 144 рекомендаций), американская сторона ввела новые. Сейчас вместо прежних нотификаций требуется запрашивать разрешения. Исключение из этой процедуры предусмотрено только для Постоянного представителя. При этом с декабря 2022 года на запросы соответствующих разрешений нам неизменно приходят отказы. По факту сотрудники Постпредства оказались «заперты» в пределах т.н. «25-мильной зоны».

Речь о нарушении применимых норм дипломатического права и попытках задействовать «принцип взаимности» в отношении Постпредства, аккредитованного при ООН, а не при США. Кроме того, такой подход носит ярко выраженный дискриминационный характер, поскольку применяется только в отношении ряда делегаций, обозначенных в качестве «неугодных».

Все это противоречит не только позиции Комитета, но и Юридического советника ООН, озвученной на заседании данного органа 16 октября 2019 года, о недопустимости применения мер, основанных на принципе взаимности, в отношении условий, предоставляемых представительствам, аккредитованным при всемирной Организации.

Мы не получили ответа на наше письмо в адрес Генерального секретаря и Юридического Советника ООН с описанием данного очередного нарушения. Мы ожидаем ответа на наше письмо.

Г-н Председатель,

Представленная нами обновленная информация указывает на то, что к нашему Постпредству и его сотрудникам США продолжают целенаправленно применять целый комплекс мер и ограничений, направленных на снижение эффективности нашего взаимодействия с ООН, но более того на оказание психологического давления на российских дипломатов.

Как еще объяснить все более навязчивые вербовочные подходы местных спецслужб, которые подходят к сотрудникам на улице и в аэропорту. Более того, используется контекстная реклама в соцсетях (“Facebook”, “Linkedin”, “Telegram” и “Twitter”), поисковых системах, включая “Yahoo” и видеохостингах, например “Youtube”, для демонстрации призывов сотрудничать с ФБР. Интернетом дело не ограничивается – агитационные листовки аналогичного содержания регулярно расклеиваются у Постпредства, его жилкомплекса, а также по маршрутам следования наших дипломатов до места работы и обратно. Это нормальная ситуация. В таких условиях должны работать дипломаты при ООН.

США действуют вопреки не только Соглашению о Центральных учреждениях, но и статье 25 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая предусматривает, что «государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения функций представительства». По широте спектра и масштабам нарушений вполне очевидно, что американская сторона, наоборот, целенаправленно работает над созданием максимально неблагоприятных условий для Постпредства и его сотрудников.

Г-н Председатель,

Ситуация предельна ясна. «Плотные контакты» Генсекретаря и его сотрудников с властями страны пребывания не приносят никаких результатов на практике.

США не демонстрируют готовности добросовестно выполнять свои обязательства по Соглашению, рекомендаций Комитета, а также решений Генеральной ассамблеи.

У Генерального секретаря есть указания Генассамблеи по вопросу запуска арбитражной процедуры в отношении США. Эти указания воспроизводятся ежегодно уже на протяжении трех лет. Можно ли в этих условиях продолжать говорить про какие-то «разумные и ограничение сроки» – также вопрос сугубо риторический.

Рассчитываем на то, что Генсекретарь не станет блокировать единственно доступное членам ООН средство правовой защиты от произвола и дискриминации со стороны государства пребывания и немедленно запустит арбитраж ООН-США по разделу 21 Соглашения. Дальнейшее затягивание вопроса подрывает авторитет не только Генерального секретаря, но всемирной Организации в целом.

Благодарю за внимание.