Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по гуманитарной и политической ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Приветствуем на заседании Гейра Педерсена и Джойс Мсуйя, признательны им за доклады. Выслушали комментарии Нирваны Шауки.

На политическом треке отмечаем проведение 21-25 марта седьмого заседания редакционной комиссии Конституционного комитета в Женеве. Важно, что у сирийцев есть возможность для прямого диалога и обсуждения будущих основ своего государства. Считаем безальтернативным продолжение политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Полагаем важным, чтобы Спецпосланник придерживался своего прямого мандата, прописанного резолюцией СБ ООН 2254, и активнее взаимодействовал прежде всего с сирийскими сторонами.

Я говорю это, потому что у нас всё больше вопросов вызывают попытки Спецпосланника продвинуть свою «пошаговую» инициативу, конкретное наполнение, круг участников, а также «добавленная стоимость» которой до сих пор непонятны. Ведь как Дамаск, так и оппозиционеры отвергают его идеи. Не скрою, у нас начинает появляться все больше опасений, что такой сценарий может самым негативным образом сказаться на результативности усилий Спецпосланника по сопровождению работы в рамках Конституционного комитета, в том числе в контексте подготовки к его следующему заседанию. 

Г-жа Председатель,

Несмотря на то, что крупномасштабные боевые действия не ведутся в Сирии с марта 2020 г., ситуация «на земле» остается взрывоопасной. Перманентная напряженность сохраняется вокруг Идлибской зоны деэскалации, которую боевики «Хейат Тахрир аш-Шам» превратили в террористический анклав, где они фактически удерживают мирных сирийцев в качестве заложников. При этом отмечаем попытки «обелить» террористов через их подключение к создаваемым в Идлибе псевдовластным структурам. Это никого не может ввести в заблуждение: делить террористов на «хороших» и «плохих» недопустимо. 

Регулярные боестолкновения происходят по периметру трех других зон турецких операций на севере Сирии. 

События вокруг тюрьмы «Синаа» в Хасеке в начале года, в свою очередь, наглядно подтвердили значительное усиление террористов в Заевфратье, где при фактическом бездействии США и их союзников «подняли голову» игиловцы. Источником угроз является и оккупированная Вашингтоном «зона безопасности» в Ат-Танфе. Подготовленные и обученные американскими инструкторами боевики совершают вылазки против сирийских сил и удерживают беженцев в «Рукбане», блокируя доставку в лагерь гумпомощи. 

Еще один серьезный дестабилизирующий фактор – произвольные ракетные удары Израиля с нарушением воздушного пространства Сирии, а также Ливана, Иордании и Ирака. За последний год, по разным данным, совершено порядка 40 таких атак. Их жертвами стали как сирийские военнослужащие, так и мирные жители, включая женщин и детей.

Ввиду удушающих односторонних санкций и политизированных подходов западных стран к оказанию гуманитарной помощи сирийцам в стране продолжает ухудшаться социально-экономическая обстановка. Цены на продовольственную корзину обновили свои максимумы, сирийский фунт обесценивается, а количество нуждающихся в срочной помощи уже достигло рекордных 14,6 млн. человек. Видим, что незаконная санкционная политика западных государств, проводимая в отношении населения целого ряда стран, включая Сирию, политика которых не нравится Вашингтону и его сателлитам, давно превратилась в бесчеловечную войну против мирных жителей, где вместо пушек и снарядов используются методы экономического принуждения.

Отмечаем, что гуманитарным планом ООН для Сирии на 2022 г. предусмотрена значительная доля (25%) проектов по раннему восстановлению медицинских и образовательных объектов, а также систем водоснабжения. Однако, как показывает практика, такие планы остаются существенно недофинансированными, а реализация проектов по развитию и реконструкции обставляется предварительными политическими условиями со стороны доноров. Во многом по этим причинам до сих пор более половины сирийцев живет в районах, нуждающихся в разминировании, а снабжение электричеством для трети хозяйств не превышает двух часов в день. 

Примечательно, что подобная недопустимая ситуация наблюдается спустя девять месяцев после единогласного принятия резолюции СБ ООН 2585, призванной наладить регулярный внутренний доступ во все части Сирии и активизировать раннее восстановление. Особого упоминания заслуживает тот факт, что в Идлиб за это время смогли пройти только три «кросс-лайн» конвоя, а снабжение севера страны из Дамаска отсутствует вовсе. 

В качестве оправдания мы то и дело слышим про отсутствие необходимых согласований со стороны уже упоминавшихся террористов ХТШ и «кивки» в сторону небезопасных условий для работы гуманитарщиков. Воспринимаем всё это как элементарное нежелание решить проблему гуманитарных поставок из Дамаска, в т.ч. в Идлиб. Не будем скрывать, что в этих условиях аргументов за дальнейшее продление «трансграничной» резолюции практически не остается.

Благодарю за внимание.