Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по вопросам миростроительства и поддержания мира

Г-н Председатель, 

Благодарим первого заместителя Генсекретаря Амину Мухаммед и Председателя Комиссии по миростроительству Мухаммада Мухита за содержательные брифинги. Внимательно выслушали г-жу Дьяго Ндяю.

Уверены в том, что для построения устойчивого и процветающего общества необходима продуманная стратегия национальной политики. Законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности, а его институты эффективно защищать интересы и права всех без исключения жителей страны. 

Грамотная государственная политика по созданию ответственных органов власти и построению справедливых отношений в обществе – это ключ на пути к стабильному государству. Так же как и создание устойчивой, независимой и конкурентоспособной экономики, национальных программ здравоохранения и образования, работа с молодежью, прививание уважения к истории. Достижения в этих областях предоставит государствам возможность собственными силами обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан, преодолеть последствия конфликтов и препятствовать их возобновлению.

Нельзя не отметить, что многие государства, находящиеся на повестке дня Совета Безопасности, особенно на африканском континенте, по-прежнему ощущают на себе последствия своего колониального прошлого. В результате этих трагических событий был нарушен естественный исторический процесс формирования государств, границы были произвольно расчерчены, многие народы оказались разделенными или, наоборот, произвольно собранными в гособразования. Многолетнее насаждение чуждых для местного населения языков и нравов не могло не способствовать возникновению межконфессиональных и межэтнических конфликтов, так как работало против развития сплоченных обществ. Некоторые колониальные империи умышленно оставляли после себя искусственные разделительные линии, надеясь сохранить свое влияние в духе политики «разделяй и властвуй». И это все также сопровождалось экономической эксплуатацией.

Г-н Председатель,

В целом Совету Безопасности ООН, пожалуй, не под силу существенно повлиять на устранение этих глубинных проблем. Поиска политических решений и принципов построения государства на основе национальных интересов и приоритетов заменить не может ничто.

Вместе с тем очевидны возможности и обязанность Совета Безопасности по купированию острых фаз конфликтов, в том числе через работу миротворческих и политических миссий, которые обладают широкими мандатами и миллиардными ресурсами и которые могут внести вклад в прекращение насилия и защиту гражданских лиц. 

Г-н Председатель,

Важный инструмент оказания государствам содействия в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления – миростроительная деятельность ООН. Отмечаем в этой связи роль Комиссии ООН по миростроительству (КМС), которая служит консультативной площадкой для выработки комплексных стратегий восстановления после конфликтов и недопущения их возобновления. Именно она призвана служить связующим звеном между усилиями в области поддержания мира и безопасности и помощью развитию: то есть давать рекомендации не только СБ ООН, но и ГА ООН и ЭКОСОС. 

Единых рецептов и автоматизма в сфере миростроительства быть не может. Для каждой ситуации нужен деликатный, беспристрастный подход и терпеливый поиск уникального решения. Главную ответственность как за предотвращение конфликтов, так и за преодоление их последствий несут сами государства. Международная поддержка, в случае ее необходимости, должна оказываться исключительно с согласия принимающего правительства, в соответствии с его приоритетами и безусловном соблюдении суверенитета государства. Недопустимо, когда доноры исходят из собственных предпочтений, обуславливают выделение помощи выполнением политических требований. Такой подход не способствует приближению мира.

С осторожностью относимся к попыткам увязать вопросы мира и безопасности, развития, прав человека и гуманитарного содействия под зонтиком задачи «сохранения мира». Убеждены, что, несмотря на определенную связь различных аспектов деятельности ООН, целесообразно придерживаться разделения труда и четкого разграничения мандатов между ооновскими структурами. Использование нарушений прав человека и других произвольных факторов в качестве неких «индикаторов» конфликта открывает возможности для злоупотреблений и вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Считаем, что именно политическое урегулирование конфликта и стабилизация ситуации в области безопасности закладывают основу для исправления положений в сфере защиты прав человека и построения демократических институтов в конкретной стране, а не наоборот. 

Благодарю Вас.