Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на встрече СБ ООН по "формуле Арриа" на тему «Обеспечение доступа к психическому здоровью и психосоциальной поддержке в конфликтах, постконфликтных и гуманитарных ситуациях»

Уважаемый г-н Председатель,

Благодарим Мексику за созыв данного мероприятия, а также докладчиков – за то, что поделились важными наблюдениями и опытом. Заявления некоторых делегатов негативно влияет на мое психическое здоровье, но я внимательно выслушал. Прошу выслушать и меня тоже.

Тема актуальна для всех лиц, затронутых чрезвычайными событиями: действующих и бывших военнослужащих, мирных граждан, в т.ч. беженцев и внутренне перемещенных лиц, семей погибших и пострадавших, миротворцев, медицинского и гумперсонала.

В любой чрезвычайной ситуации помощь психологов – один из важнейших компонентов стабилизации ситуации. Связанные с конфликтами и катастрофами стрессогенные факторы могут приводить к посттравматическим расстройствам, «выключению» людей из нормальной жизни, депрессии, одиночеству, агрессии. В этом контексте важно должное обучение специалистов-психологов, в т.ч. навыкам психологической самозащиты, чтобы избежать «профессионального выгорания».

В России наряду с Министерством здравоохранения такой помощью плотно занимается психологическая служба Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе более тысячи экспертов. Привлекаются волонтеры-психологи из общественного движения «Волонтеры-медики». Отдельно с учетом специфики выстраивается психологическая работа в вооруженных силах сотнями профильных военных и гражданских специалистов. Проводятся мероприятия по экстренной психологической помощи – индивидуальной и групповой, в т.ч. с применением телемедицинских технологий. Открыты «телефоны доверия», включая анонимные и для особых контингентов, таких как женщины, пережившие насилие. Необходим дифференцированный персонифицированный учет профессиональных, возрастных, социальных, этнических и иных факторов. Важен максимальный охват пострадавших, координация психиатрической, психологической и социальной служб для долгосрочной поддержки, реабилитации, ресоциализации и профилактики хронических стрессовых заболеваний.

Учитывается опыт пандемии COVID-19, работы с лицами без знания русского языка – например, из Ближневосточного региона, включая приемы арт-терапии для детей. Материалов из Минздрава России и МЧС России много, но сегодня все использовать не смогу из-за политизации другими нашей дискуссии, вынужден прокомментировать ряд моментов.

Сейчас на нашей территории в круглосуточном режиме ведется работа по оказанию экстренной психологической помощи населению, эвакуировавшемуся из Донецкой и Луганской Народных Республик и восточных регионов Украины. Только за период с 18 февраля по 18 марта помощь оказана более 10 тыс. человек.

Печально, что ряд делегаций по традиции использует эту серьёзную тему в своих пропагандистских целях. При этом они молчат о многократных обстрелах киевскими военными психдиспансеров Донбасса, многолетней жизни его жителей в условиях войны, задокументированных преступлениях нацбатальонов и использовании ими мирных граждан как живого щита. Кстати, эта террористическая тактика явно позаимствована не у советской армии – уж не у военных ли инструкторов, прописавшихся на Украине? И уж конечно в контексте психического здоровья коллеги не посчитали нужным упомянуть о таких фактах, как бесчинства в иракской тюрьме Абу Грейб или авиаудар по госпиталю в афганском Кундузе. Передергивания, двойные стандарты и настоящая психологическая война стали для них нормой. Сегодняшние инфоатаки — это мощный спланированный удар по сознанию и психике сотен миллионов людей во многих странах, в том числе и по российским гражданам, за что тоже должна наступить ответственность. Отдельное внимание привлекло западное интернет-издание Mintpressnews.com, которое подробно проследило всю цепочку заказчиков и производителей украинской военной пропаганды.

Говоря о вкладе СБ ООН в оказание психологической помощи в ситуациях на его повестке дня, отметим, что его следовало бы сосредоточить на учете данного аспекта при подготовке миротворцев и обеспечении их работы «на земле». Что касается выработки конкретных рекомендаций и координации усилий, то эти вопросы находятся скорее в компетенции Всемирной организации здравоохранения и оперативных агентств гуманитарного крыла ООН – таких как УКГВ, УВКБ и ЮНИСЕФ, которые обладают необходимой для этого экспертизой.

И еще: один из аналогов термина «психбольной» - это «душевнобольной». Вот если ООН будет содействовать лечению души, будет достигнут большой прогресс в выполнении задач ООН.

Благодарю за внимание.