Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя директора Департамента международной информационной безопасности МИД России В.А.Шина в ходе тематической дискуссии по разделу «Другие меры разоружения и международная безопасность» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Последовательно продвигаем объединительную повестку в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Представили проект резолюции «Укрепление и развитие системы договорённостей по КВРН». Рассчитываем на её принятие консенсусом и позитивный эффект под углом конструктивного взаимодействия по всему спектру вопросов обеспечения международного мира и безопасности.

По пункту 94 повестки дня хотел бы сказать следующее. В 2020 г. по инициативе Российской Федерации и при поддержке подавляющего большинства государств-членов ООН была создана Рабочая группа открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025. РГОС является единственным переговорным механизмом по данной проблематике в системе Организации. Ценность этого формата в том, что он позволяет всем без исключения государствам непосредственно участвовать в процессе принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы национальной безопасности, а также обсуждать любые профильные инициативы государств на подлинно демократичной, открытой и транспарентной основе. В этом контексте приветствуем и разделяем прозвучавшую ранее позицию Движения неприсоединения, АСЕАН, КАРИКОМ и арабской группы в поддержку деятельности РГОС и их готовность к продолжению конструктивной работы в данном формате.

Первый год деятельности РГОС завершился консенсусным принятием 29 июля 2022 г. ежегодного промежуточного доклада. Документ содержит важные положения, которые позволяют заложить основу для формирования международно-правового режима регулирования сферы использования ИКТ и развития межгосударственного сотрудничества в данной области.

Российская Федерация считает принципиально важным не только закрепить достигнутый успех, но и нацелить РГОС на дальнейшие конструктивные переговоры для согласования конкретных мер укрепления мира и безопасности в информационном пространстве, решения задач цифрового развития. В этих целях представили в Первом комитете проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», ежегодно вносимый Россией с 1998 г.

Документ носит объединительный, неконфронтационный и деполитизированный характер. Дополняет представленный Сингапуром проект решения об одобрении первого промежуточного доклада РГОС и приветствует неустанные усилия председателя, которые мы полностью поддерживаем.

Наш текст основан на положениях ранее принятых государствами-членами резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, консенсусных докладов первой и ныне действующей РГОС. Цель – сохранить Группу в качестве ключевой переговорной площадки по всему комплексу вопросов международной информационной безопасности под эгидой Организации, предотвратить «растаскивание» этой проблематики по параллельным и дублирующим друг друга форматам. Таково стремление широкого мирового сообщества, достоянием которого является Группа. 

Проект резолюции подтверждает ранее достигнутую государствами консенсусную договоренность о дальнейшей проработке национальных инициатив по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ в рамках РГОС. Содержит конкретные положения по наращиванию потенциала государств в сфере использования ИКТ. Закрепляет необходимость принятия решения о будущем формате регулярного институционального диалога по данной проблематике на универсальной основе – в рамках действующей Группы. Причем, подобный механизм может быть запущен лишь по истечении срока ее деятельности в 2025 г. Мы должны дать РГОС возможность полностью раскрыть свой потенциал в оставшиеся три года мандата.

Принятие российского проекта резолюции приобретает особое значение именно в текущем году, когда группа государств выдвинула проект резолюции с предложением создания, по сути, альтернативного РГОС формата. Расцениваем это как очередную попытку подорвать деятельность Группы, политизировать переговоры и навязать международному сообществу преждевременное решение о формате будущей работы на данном направлении. Считаем такой подход категорически неприемлемым, противоречащим логике и интересам подавляющего числа стран.

Чем больше инициаторы Программы действий настаивают на ее учреждении, тем больше вопросов у нас возникает. На наш взгляд, нелогично сначала принять решение о создании какого-либо формата и лишь после начать думать о его наполнении и принципах функционирования. Это противоречит здравому смыслу. Мы готовы обсуждать Программу действий в рамках РГОС в соответствии с ее мандатом и рекомендациями первого промежуточного доклада. Считаем, что срок в три года – до 2025 г. – более чем достаточен для того, чтобы сообща выработать понимание о целесообразности создания данного формата, его возможной сфере охвата и модальностях, включая механизмы принятия решений и финансирования. Усилия авторов Программы действий, которые мы наблюдали до настоящего момента, выглядят как попытка продавить удобный западным государствам формат, в котором решения будут приниматься узким кругом стран и навязываться остальному большинству. В таком, пусть даже выхолощенном виде, виде Программа не может восприниматься иначе как манифест киберколониализма.

Призываем государства-члены ООН поддержать российский проект резолюции, который направлен на сохранение и защиту формата РГОС. Голос за наш документ – это не голос за Россию, это голос за продолжение конструктивного межгосударственного взаимодействия и ориентированных на результат переговоров в интересах укрепления мира, безопасности и стабильности в информационном пространстве.

Благодарю за внимание.