Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме «20-я годовщина вступления в силу Римского статута: размышления о взаимодействии Совета Безопасности и МУС»

Г-жа Председатель,

С момента вступления в силу Римского статута Международного уголовного суда прошло 20 лет. Юбилей – всегда отличный повод для подведения промежуточных итогов работы. Увы, праздник получается грустным. За два десятилетия Суду удалось разве что окончательно похоронить саму идею международной уголовной юстиции. 

Давайте разберемся, как так получилось.

Идеи борьбы с безнаказанностью и равенства всех перед законом, естественно, привлекательны. Когда МУС еще только задумывался под этими славными лозунгами, наша страна в числе первых присоединилась к переговорному процессу.

Ориентиром – и моральным, и правовым – для разработчиков Римского статута выступал Нюрнбергский трибунал. На МУС возлагались большие надежды. Предполагалось, что он займется наиболее серьезными преступлениями по международному праву. Будет расследовать их беспристрастно и эффективно. В эту красивую сказку хотелось верить. Поверила и наша страна, проголосовав в 2000 году за принятие Римского статута, подписав его и приступив к процессу ратификации. Прозвучавшая вначале сегодняшней встречи цитата хорошо подчеркивает наше отношение к Суду, когда он только создавался.

Однако возлагаемым на МУС надеждам было не суждено сбыться. За время своей деятельности этот Суд вынес жалкую горстку решений. Окончательные вердикты можно пересчитать по пальцам. Значительная часть дел просто развалилась на стадии расследования Прокуратурой МУС, так и не дойдя до судопроизводства. На эти, мягко говоря, невпечатляющие результаты были потрачены миллиарды долларов.

Не все, однако, сводится к деньгам. Подобные астрономические траты можно было бы оправдать в том случае, если бы деятельность МУС реально способствовала стабилизации ситуации, прекращению насилия и устойчивому примирению в соответствующих странах. Однако ни одного такого случая назвать не получится. Результаты работы МУС по переданным ему Советом Безопасности ливийскому и дарфурскому «досье» особенно показательны.

Когда странам НАТО приспичило осуществить «неспровоцированную, неоправданную агрессивную войну по выбору» против Ливийского государства, МУС, как верный цепной пес этого «сугубо оборонительного союза», сфабриковал буквально в одно мгновение дело против М.Каддафи. Именно наскоро состряпанные МУС фейки были использованы коллективным Западом для оправдания своих действий в Ливии, являвшихся банальной военной агрессией.

Оказалась грубо нарушена резолюция СБ ООН 1973 и положения Устава ООН. Введение бесполетной зоны НАТО истолковала как карт-бланш на ковровые бомбардировки Ливии. Что получилось в итоге мы знаем – процветающая страна была уничтожена, ее лидер – зверски убит без суда и следствия. За этим последовали разруха и хаос гражданской войны, унесшей и исковеркавшей сотни тысяч жизней. Этот кошмар для ливийцев не закончился и поныне. 

МУС во всем этом выступил полноценным соучастником. Его тогдашний прокурор Л.Морено-Окампо для расчеловечивания ливийского руководства и лично М.Каддафи занимался тиражированием «фейков» столь топорных, что их даже вслух воспроизводить стыдно. Это цитата: «М.Каддафи приказал изнасиловать сотни женщин в ходе силового подавления повстанцев, и он даже снабжал своих солдатов «Виагрой» для стимулирования их потенциала» (“Muammar Gaddafi had ordered therape of hundreds of women during his violent crackdown on the rebels and he had evenprovided his soldiers with Viagra to stimulate the potential for attacks”).

Другой фантастический триллер от Прокурора – якобы использование М.Каддафи неких темнокожих наемников для совершения тех «зверств», на которые были неспособны регулярные войсковые части. 

Human Rights Watch и Amnesty International в своё время попытались найти подтверждения упомянутым и другим убогим фейкам, которые легли в основание обвинений против М.Каддафи. Не смогли. Начинал разгораться полноценный скандал. Чтобы быстро его замять в МУС запустили внутреннее расследование. Его итоги не известны. Впрочем, с уверенностью можно сказать, что никто из ключевых фигурантов фабрикации упомянутых якобы доказательств ответственности не понес. 

Отдельный вопрос – военные преступления стран НАТО в Ливии. Раз уж Совет Безопасности передал ситуацию МУС – у Суда была юрисдикция и в данном отношении. Свидетельств о жертвах неизбирательных обстрелов и бомбардировок среди мирных ливийцев хватало. Однако расследовать их Суд не стал. Его прокуроры предпочли стыдливо замести этот сюжет «под ковер». Посвященные ему пассажи в докладах Совету Безопасности все сокращались и сокращались, а потом и вовсе исчезли. Жертвы есть – а виновных нет. Традиционная формула для агрессий коллективного Запада. Вот такая беспристрастность и борьба с безнаказанностью. 

К слову, не заинтересовала МУС и кровавая расправа над М.Каддафи. Видимо, Суд считает нормальным делом внесудебное устранение «неугодных» лидеров.

Вопиющая некомпетентность МУС в полной мере проявилась и в контексте дарфурского «досье». С тех пор, как Совет Безопасности передал его Суду, мы не увидели успехов ни в следственной, ни в судебной работе, не говоря уже о каком-либо содействии процессу национального примирения.

На фоне с треском провалившихся ливийского и суданского экспериментов призывы к Совету Безопасности передавать в МУС новые дела вызывают только удивление. Наша страна примет необходимые меры для того, чтобы удержать Совет Безопасности от повторения подобных досадных ошибок.

И дело здесь вовсе не в том, как организовано взаимодействие МУС и Совета. Основной вопрос, во что этот Суд превратился с момента своего создания, и какие интересы он теперь обслуживает.

Сейчас мы слышим пламенные речи представителей коллективного Запада о необходимости помогать и сотрудничать с МУС для наказания России. Честно говоря, звучит это как призыв к сведению политических счётов, а не борьбе с безнаказанностью. Если виновного назначили заранее – зачем вообще тогда весь этот фарс с Судом?

Ситуация станет еще любопытнее, если мы посмотрим на поведение тех же самых западных стран, которые сегодня выставляют себя поборниками международной уголовной юстиции, в тех случаях, когда речь заходит о привлечении их граждан за военные преступления и преступления против человечности. 

Давайте посмотрим на афганское или иракское «досье» МУС, где вставал вопрос о привлечении к ответственности военнослужащих США и Великобритании. Что же сделали эти страны, так ратующие сегодня за сотрудничество с МУС?

Они сразу и четко дали понять Суду, что обвинений в свой адрес они не потерпят. В США существует специальный закон о защите американских военнослужащих. Среди западных юристов-международников он известен как «Закон о вторжении в Гаагу». Такое прозвище данный акт получил неслучайно – он допускает использование любых средств для освобождения американских либо союзных граждан, задержанных по ордеру МУС. 

В Великобритании есть закон «Об иностранных военных операциях», который фактически ограждает британских военных от уголовного преследования за военные преступления и преступления против человечности, совершенные за рубежом. Этот закон на практике позволил британским солдатам избежать наказания за пытки и убийства мирных жителей в Ираке и Афганистане.

В 2020 году США дошли до того, что ввели ряд персональных санкций в отношении Прокурора и персонала МУС, предусматривающих, среди прочего, запрет на въезд в страну, заморозку счетов и активов.

Чем все это закончилось, мы прекрасно знаем – прокуратура МУС «де-приоритезировала» расследования в отношении британских и американских солдат в рамках афганского и иракского досье. Конечно, после этого США удобно заявлять о снятии санкций. Цель же достигнута. Ведь «де-приоритезация» в переводе с бюрократического на человеческий язык означает, что дела опять «замели под ковер». Жертвы есть, а виновных снова не будет. Как и правосудия. Занавес – можем расходиться.

Борьба с так называемой безнаказанностью ведется МУС в интересах западных стран. Она незамедлительно прекращается при малейшем риске вступления в конфликт с их интересами. На этом фоне неудивительно, что все внимание МУС сконцентрировано на развивающихся государствах. Этот Суд стал послушным политическим инструментом в продвижении неоколониальных стратегий Запада.

Россия не хочет иметь ничего общего с подобным учреждением. По мере вырождения МУС мы сначала поставили на паузу процесс ратификации его Римского статута, а в ноябре 2016 года приняли решение окончательно отозвать свою подпись под Римским статутом. 

За 20 лет своего существования этот орган продемонстрировал полную неспособность обеспечить непредвзятое и независимое правосудие, превратился в инструмент политического давления на неугодные государства и правительства.

Наглядное подтверждение тому – выступления представителей тех государств, которые еще вчера вводили против МУС санкции, чтобы не дать привлечь к ответственности своих военнослужащих. Сегодня они говорят о миллионах долларов так называемых добровольных пожертвований Суду на ведение украинского досье. При этом забавно наблюдать кульбиты США, которые вынуждены изыскивать пути обхода собственного законодательства, запрещающего им любое сотрудничество с МУС. Запад в открытую проплачивает заказной процесс в МУС, виновный в котором назначен заранее. Этой же цели служит и направление ему якобы в помощь целых команд национальных судебных экспертов для документирования якобы преступлений России. Получается, что МУС – просто ширма, за которой коллективный Запад готовит свое позорное судилище для нашей страны.

Создано бесчисленное множество клубов «друзей борьбы с безнаказанностью», а также «Совместная команда по расследованию». В этой «Совместной команде» – Украина, отметившаяся полным презрением к международному гуманитарному праву, включая пытки и расправы над военнопленными, годы целенаправленных обстрелов, бомбардировок и иных нападений на сугубо гражданские объекты. В эту же команду входят страны Запада, открыто поставляющие киевскому режиму оружие, включая дальнобойную и реактивную артиллерию. А также кассетные боеприпасы, о полном уничтожении запасов которых эти страны с пафосом ранее заявляли. Все эти подарки продолжают убивать мирных жителей Донбасса. Но едва ли «Совместную команду по расследованию» это интересует: единственный виновный уже определен заранее.

Сообщение о том, что частью этой «Совместной команды» стал и МУС хорошо дополняет картину окончательной деградации этого института, на который когда-то возлагались большие надежды.

Я закончил, г-жа Председатель.